Магический оберег, пометка территории, непреодолимое желание отметиться (“Вася и Коля были здесь”) — назначение граффити может быть разным. Но смысл всех этих назначений один: свободное общение между людьми. Каждый из нас наблюдал письменные диалоги на стенах общественных туалетов. Такие своеобразные туалетные чаты появились за много десятков лет до Интернета. Но если вступить в подобную переписку решался далеко не всякий, то перед соблазном анонимно сообщить всему подъезду о том, что “Петька — дурак!” или о том, что “Я люблю тебя, Наташка”, мало кто мог устоять.
Для вышеописанных способов общения вполне подходят и заборы, и дома, и даже железнодорожные вагоны. Слово “граффити” уже несколько десятилетий не нуждается в расшифровке. Сменяются поколения и идеологии уличных художников и поэтов. Из простого общения, граффити перерастало в средство идеологической борьбы, хулиганство, вновь в средство общения. Несмотря на запреты, законы, инструкции и новейшие средства очистки, граффити живут по всему миру.
Не исключение и наша с вами малая родина. Говорят, несколько лет назад многие туристы специально ходили в небольшой проулочек в районе железнодорожного вокзала Александрова, чтобы сфотографироваться на фоне милейшего калиграфического признания: “I love Ю”. Нынче чья-то безжалостно несентиментальная рука эту надпись закрасила.
Раз уж мы заговорили о вокзале, воспользуемся случаем и сядем в электричку, чтобы доехать до станции Александров–2, и убедиться, что и здесь все граффити неумело, но твердо закрашены. А жаль, посмотреть здесь было на что. Район Александрова–2 долгое время был центром политического, идеологического граффити. Здесь красовались такие глубокие сентенции, как “ЖОР УБИВАЕТ МЫСЛЬ, БЫТ ПОЖИРАЕТ ЖИЗНЬ — ДУМАЙ О ЖИЗНИ”. В ответ на решение правительства о ввозе на территорию России ядерных отходов здесь же появился знак радиационной опасности, сопровожденный надписью “ПРАВИТЕЛЬСТВО ДЕЛАЕТ ТВОЮ РОДИНУ ЯДЕРНОЙ СВАЛКОЙ”. Совсем рядом, на автобусной остановке Марьино, можно увидеть начертанным один из лозунгов всероссийского общества “За Анонимное И Бесплатное Искусство” (ЗАИБИ) — “НИКОГДА НЕ СПИ, НИЧЕГО НЕ ЕШЬ”. Поиски автора привели в город Карабаново. Главным “партизаном без оружия” округа оказался обычный, очень даже скромный молодой человек, чье имя, по понятным причинам, называть не станем. Назовем его просто — “Н”.
Рисовать или писать граффити в местных условиях непросто. Нужно смириться с необходимостью дожидаться темноты, с подозрительно шарахающимися взглядами случайных прохожих и с прочими факторами, которые, добавляют адреналин и способствуют авантюрности происходящего.
Надо добавить, что в отличие от Александрова, карабановские власти не обременяют себя закрашиванием и уничтожением граффити на улицах, в подъездах и прочих общественных местах. В этом смысле Карабаново, видимо, пошло по пути ведущих мировых мегаполисов, которые официально разрешили граффитистам творить в специально отведенных местах. Психологи доказали, что оживленный таким образом серый городской ландшафт положительно действует на психику горожан.
В Карабанове, как всегда, все проще. Эволюция плюрализма проходит естественным путем бездействия властей. Отсюда, с одной стороны, в городе есть на что посмотреть, с другой — есть на что посмотреть, на что не очень хочется смотреть вообще. Например, покинув автобус возле школы №9, и обойдя так называемую “железку” (здание, приютившее магазин) вы сможете увидеть на двери черного входа концептуальную надпись, замечательную своей трехбуквенной краткостью, но неуместной своим общественным статусом.
На площади Лермонтова, изобилующей непонятными прогулочными конструкциями из желтого кирпича (излюбленное место для выгула собачек, детей и пьющих пиво мужей), кроме обязательных мантраических “Metallica” и “Helloween”, проглядываются бардовые патриотические изыски, касающиеся родного города. В районе карабановского вокзала, на задней стене магазина располагаются трогательные поздравления домашнему животному: “КОТЕНОК! С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ”.
Такая же трогательная надпись красуется на другом конце города (даже уже за пределами оного), в лесу, в низенькой арочке под железнодорожной насыпью: “ЗДЕСЬ ТУСУЮТСЯ МЕТАЛЛИСТЫ”.
Или вот как объяснить огромную черную, обрамленную неправильным овалом, надпись на торце жилого дома: “КТО ПРОЧЕЛ, ТОТ ОСЕЛ”. То ли это плод труда поклонников книжек Пабло Коэлья, то ли часть глубокомысленного авангардного перформанса, то ли обычное милое детское хулиганство.
Иронично смотрится надпись на большом железном ящике напротив давно неработающей ткацкой фабрики: “НЕ ОПОЗДАЙ К СТАНКУ”. Однако раньше, когда комбинат еще работал, надпись эта, встречая рабочий класс, шествующий на работу, имела другой смысл, также весьма ироничный.
Вы уже заметили, что карабановские граффити имеют исключительно текстовое содержание. Однако в городе был опыт и рисованной настенной живописи. Абстрактно–безсодержательные формы, расположенные вблизи бывшей музыкальной школы (ныне карабановского лесничества), не прижились на местных стенах. Заросли напрочь скрыли их от взоров прохожих и автомобилистов.
На этом фоне довольно оригинально выглядит культовая в городе котельная, что расположена чуть в стороне от центральной улицы Мира. Как сообщили местные жители, район котельной — место традиционного сбора карабановских панков. Однако личный осмотр места, подверг этот тезис сомнению. Из-за полнейшего отсутствия нецензурных выражений, причастность панков выглядит неправдоподобной. Возможно это те самые хип-хопперы, которые всегда и везде тесно связаны с искусством граффити, и которые, по слухам, в Карабанове представленны весьма многочисленным коллективом. В любом случае, рисовавшие — люди молодые, отчего интересно почитать что их, молодых, сейчас волнует. А волнует их, что “РАБОТЕШН — ПОЛНЫЙ ДЕГРАДЕЙШН” (привет В. Пелевину), что политика это грязь, и вообще — “УБЕЙ ПОЛИТИКА!” (видимо, в себе). Волнуют, конечно, любимая музыка (Виктор Цой и Курт Кобейн, еще по прежнему живы), перепитии взаимоотношений полов (опять же, что приятно, без матерщины). Все это сопровождается милыми рисованными рожицами, человечками, какими–то закодированными знаками, редким по местным меркам многоцветием граффити. На этом фоне, соседствующее здание горгаза с их неизменным камуфляжем и “НЕ КУРИТЬ!” выглядит концептуально.
Вот, что дал только поверхностный осмотр города. Об неувиденном и незамеченном можно только догадываться, держа в уме удивительную самозабвенность и неугомонность карабановцев в творчестве.
Теперь даже уже как-то неуместно предупреждать людей, что за нелегальное нанесение надписей в общественных местах им грозит несение административной ответственности. Все мы знаем по какому принципу работают законы в нашей стране. Существует же официально неофициальные исключения (как, например, стена Цоя в Москве). В любом случае, если граффити выполнены, как говорится, “с душой” и со смыслом, они несомненно имеют право на жизнь. Ведь по сути, для многих молодых людей настенное искусство является первым творческим импульсом, а это всегда следует расценивать со знаком плюс.