ПОДРОБНОСТИ:
РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЙДЕН
3 августа в Москве состоялось заседание оперативного штаба по контролю выполнения требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Штаб был создан в июне текущего года Министерством регионального развития, на которое Правительство России возложило координацию работы федеральных органов исполнительной власти, реализующих 131-ФЗ. Сама оперативная структура призвана отслеживать готовность территорий к выполнению закона о местном самоуправлении. О ситуации во владимирском регионе на заседании штаба доложил первый заместитель губернатора области - госсекретарь Юрий ФЕДОРОВ. Мы задали ему ряд вопросов по этому поводу.
***- Юрий Матвеевич, как проходило заседание оперативного штаба?
- О подготовке к реализации 131-го закона отчитывались три региона: Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия и Владимирская область. Кроме того, прозвучал доклад одного из руководителей департамента территориальной политики Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Уровень мероприятия был довольно высоким: в состав штаба вошли представители Совета Федерации, Центральной избирательной комиссии, ряда министерств - регионального развития, здравоохранения и социального развития, внутренних дел, юстиции и других. Якутию представлял вице-президент республики, Хакасию - первый заместитель председателя республиканского правительства.
***- Основные моменты вашего выступления - скажите о них.
- В своем докладе я проинформировал членов штаба о работе, проводившейся по реализации 131-го федерального закона в нашем регионе. Сказал, в частности, что сразу после его принятия губернатор Николай Виноградов утвердил план действий администрации области по выполнению этого закона. Был проделан большой труд по формированию законодательной базы, причем эту работу, по сути, пришлось проводить дважды - из-за изменений, внесенных в федеральный закон депутатами Государственной Думы. На территории области образовано 127 муниципальных образований: 5 городских округов, 16 муниципальных районов, 26 городских и 80 сельских поселений. Кроме того, утвержден региональный перечень муниципальных образований. Таким образом, требование закона об установлении границ муниципальных образований и наделении их соответствующим статусом в нашей области выполнено в полном объеме.
***- Ваш доклад содержал информацию о подготовке к выборам в муниципалитеты?
- Разумеется. Я доложил руководству штаба, что с целью формирования местных органов власти в области были разработаны и приняты законы, определяющие численность представительных органов местного самоуправления первого созыва, сроки их полномочий, а также сроки полномочий и порядок избрания глав этих образований, назначена дата выборов - третье воскресенье октября текущего года. Для повышения явки избирателей и экономии средств мы совместили выборы в действующие органы местной власти с выборами депутатов и глав вновь образуемых муниципальных образований. Избирательные комиссии для этого полностью сформированы, заканчивается "нарезка" округов.
***- Приходилось немало слышать про недостатки нового закона о местном самоуправлении, его, если так можно сказать, отрыве от земли, от реальности. Вы наверняка коснулись этой темы и, возможно, говорили о том, как улучшить работу?
- Анализируя проблемы, возникшие при реформировании местного самоуправления, мы, конечно же, разрабатывали предложения по совершенствованию федерального закона. Ряд их прозвучал в моем докладе на заседании штаба. К примеру, было предложено сократить порог явки избирателей - с 50 до 20 процентов - при проведении голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований. И считать решение принятым, если за него высказалось более 20 процентов участников голосования. Это продиктовано необходимостью: ведь многие жители, зарегистрированные в сельской местности, фактически большую часть времени проживают в городах. В деревню едут весной-летом, а осень-зиму коротают в городских квартирах. Так что 50-процентная "планка" в данном случае - явно высока.
Или еще одна норма закона, чья реализация крайне затруднена - она касается отзыва депутатов местных органов власти. В действующей редакции закона за отзыв должно проголосовать не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании. Понятно, что это практически неосуществимо. Мы предложили установить норму, согласно которой депутат, член выборного органа или выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за это проголосовало более половины от количества избирателей, принявших участие в голосовании, но не меньше, чем число избирателей, которым данное лицо было избрано.
***- Реформа местного самоуправления затронула многие сферы народного хозяйства, бюджетные и имущественные отношения... Как идут эти процессы в нашей области?
- Эта тема довольно широкая, многоаспектная. Боюсь, ее изложение займет много времени, да и газетной площади. Поэтому постараюсь только штрихами обозначить самое основное.
Что касается собственности - работа по ее разграничению на областную и муниципальную ведется с 1992 года и сейчас практически завершена. Муниципалитетам переданы хозяйственные объекты, предназначенные исключительно для осуществления их полномочий: это котельные, тепло-, электро-, канализационные, газовые сети, детские дошкольные учреждения, объекты здравоохранения, автомобильные дороги внутри муниципальных образований, объекты незавершенного строительства школ, клубов, больниц. Если говорить о передаче жилых домов из областной и федеральной собственности в муниципальную, то сегодня эта работа выполнена на 90 процентов. Но дальше возникают сложности. Правительство России пока не утвердило порядок разграничения находящегося в муниципальной собственности имущества между муниципальными районами, поселениями и городскими округами. Это замедляет процесс перераспределения. На заседании штаба я отметил, что необходимо принятие соответствующего постановления правительства в самое ближайшее время.
Бюджетная сфера. Сейчас разработан проект закона о межбюджетных отношениях во Владимирской области. Принято 8 региональных законов о наделении органов самоуправления отдельными государственными полномочиями. Во всех территориях утверждены порядки составления проектов местных бюджетов на 2006 год, инвентаризированы долговые обязательства и кредиторская задолженность бюджетных учреждений и утверждены планы по ее урегулированию до 1 ноября т.г., заканчивается работа по формированию местной налоговой базы.
Теперь о связи реформы местного самоуправления с экономикой и хозяйством. Здесь, пожалуй, выделю три направления деятельности администрации области. Во-первых, это меры, принимаемые в сфере ЖКХ и жизнеобеспечения населения. В числе подготовленных нормативных актов отмечу областной закон, касающийся учета граждан, нуждающихся в социальном жилье. Он устанавливает порядок определения размера дохода граждан и признания их малоимущими в целях предоставления им жилья из муниципального фонда по договорам социального найма.
Во-вторых, немаловажным представляется разграничение полномочий органов госвласти и местного самоуправления в части организации транспортного обслуживания населения и дорожного хозяйства. С этой целью губернатор области подписал ряд постановлений, определивших перечни автомобильных дорог регионального и муниципального значения. Из всей сети автодорог общего пользования протяженностью более 5 тыс. километров в собственность муниципальных образований передается около 3 тыс. км. В территориях приняты нормативные правовые акты, утвердившие муниципальную маршрутную сеть, расписания движения автобусов; созданы комиссии по безопасности дорожного движения, конкурсные комиссии по организации транспортного обслуживания и определен порядок проведения конкурсов на право работы перевозчиков на регулярных автобусных маршрутах.
Наконец, сфера строительства и архитектуры также тесным образом связана с реализацией закона о местном самоуправлении. Администрация области оказывает местным органам власти консультативно-методическую и финансовую помощь в выполнении проектных работ по корректировке генеральных планов городов и поселков области. Но что здесь беспокоит? Сейчас влияние региональных властей на градостроительную деятельность довольно ограничено, и новый Градостроительный кодекс РФ не оговаривает полномочия органов архитектуры и градостроительства. Это может повлечь серьезное ослабление контроля за данной деятельностью в территориях. Для нашей области, в частности, ее древних городов - Владимира, Суздаля, эта проблема, согласитесь, уже сегодня весьма актуальна.
***- Юрий Матвеевич, в связи с увеличением количества территориальных образований возрастет и число муниципальных служащих. Не секрет: есть опасения, что во власть придут неподготовленные люди. Как будет решаться кадровая проблема?
- Да, по предварительным данным, в области дополнительно появятся 944 муниципальных служащих. Конечно, они нуждаются в подготовке. Два месяца назад на совещании у вице-премьера российского правительства Александра Жукова регионам рекомендовали разработать собственные программы обучения кадров. Мы это сделали: администрация области совместно с Владимирским филиалом Российской академии госслужбы при Президенте РФ разработали проект целевой Программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих области на 2005 - 2008 годы.
Обучение кадров для муниципальных органов будет осуществляться по ряду направлений. Первое - это профессиональная подготовка для получения высшего образования по экономическим, юридическим и управленческим специальностям на базе среднего специального (профильного) образования из числа лиц не старше 40 лет. Второе - профессиональная управленческая подготовка, основная задача которой - компенсировать недостаток управленческих знаний руководителям муниципальных органов различного уровня и тем, кто находится в резерве на выдвижение на соответствующие должности, начиная от заместителей начальников отделов и выше. Ну и третье - повышение квалификации муниципальных служащих.
При этом предполагается заочную форму обучения использовать только для подготовки специалистов - управленцев с высшим образованием. Что касается профессиональной переподготовки и повышения квалификации, то их планируется осуществлять по очно-заочной (вечерней) форме обучения на 6-7 базовых учебных пунктах, максимально приближенных к месту работы обучающихся.
***- Загадывать, как пойдет реформа местного самоуправления даже в ближайшие месяцы, трудно. И хотя велик соблазн узнать ваш прогноз на дальнейшее развитие событий, спрашивать о нем не буду. В конце концов разного рода прогнозов и так более чем достаточно. Скажите только, есть ли уверенность, что реформа будет проведена и достигнет поставленных целей?
- Реформа местного самоуправления будет сложной. В ее реализации необходимы последовательность, настойчивость, взвешенность... Мы со своей стороны предпримем все усилия, чтобы найти оптимальный путь решения возникающих проблем. А цель любой реформы должна быть одна - улучшение жизни людей. Из этого и надо исходить.
М. МАЙОРОВ.