Делегация кинематографистов, членов жюри, режиссеров фильмов о правах человека и журналистов первую остановку сделала в Камерном зале музея сестер Цветаевых. Экскурсию по выставке, посвященной памяти жительницы 101-го километра Ларисы Иосифовны Богораз, провел директор музея Лев Готгельф. Он же рассказывал о нашем любимом городе делегатам фестиваля, все то время пока они добирались из Москвы. Фамилия Богораз – правозащитницы, ученого и участницы семерки, которая в 1968 году вышла на Красную площадь с протестом против вторжения войск в Чехословакию, известна теперь не только в Карабанове, где она жила со своим мужем Анатолием Марченко, но и во всем мире. Главным экспонатом выставки стали не редкие фотографии, не приз сталкеровского фестиваля, полученный Ларисой Богораз в 2003 году как киногероиней фильма "Дорога к лобному месту", и не последняя ее недокуренная пачка "Беломорканала" – бессмертный символ трудовой героики уже не безымянных политзэка. Больше всего столичных журналистов "Рен-ТВ", ТВЦ и радио "Маяк" привлек кусок ткани, с отпечатанным на нем письмом в газету. На ткани его было удобнее и безопаснее переправить. А безопасность требовалась, поскольку речь шла об отсутствии свободы передвижения и выбора места жительства, об обысках, слежке и подслушивании, о расправах с помощью суда.
АЛЕКСАНДРОВСКИЕ ГЕНИИ
По дороге к главному зданию цветаевского музея Лев Кивович не растерял инициативность. Изобретательно и зазвонисто рассказывал про чрево города – рынок, отсутствие муниципального строительства и беспрецедентном случае – путинском гранте на реставрацию музея, рекламировал александровский филиал ГИТИСа и сравнивал былые мощности АРЗ с имеющимися у нынешнего "Вестела". В воссозданном на президентские деньги здании, киноделегацию уже ожидали нетерпеливые местные жители. Поскольку на его выставочных площадях еще не разместилась постоянная выставка "Александровское лето Марины Цветаевой", домик временно приютил выставку работ Александра Макаровича Колоскова, пожалуй, лучшего художника нашего района. Столичных тележурналистов особенно волновал вопрос, за что художник провел семь лет в лагерях. Но Александр Макарович мужественно пробился сквозь заслон микрофонов и скрылся, унеся тайну домой. Журналистам пришлось довольствоваться раздачей номеров газеты "Уездный город А" со статьей о художнике, предусмотрительно захваченных нами из редакции. После чего киноделегация отправилась на экскурсию в Александровский кремль.
Марлен Хуциев сумел посетить выставку А.Колоскова лишь на следующий день. Реакция на увиденное была весьма емкой: “Гений!”.
СКРОМНАЯ ТРАПЕЗА В МОНАСТЫРЕ
Экскурсию по владениям Свято-Успенского монастыря проводила матушка Сергия. После осмотра досто-примечательностей Троицкого собора монахини пригласили участников фестиваля на обед в свою столовую. За монастырской трапезой нам удалось совсем близко подобраться к победителю первого "Сталкера", кинорежиссеру картины "Камышовый рай", актрисе ("Счастливая Женька", "Школьный вальс", "В зоне особого внимания" и др.), непременному члену жюри Елене Цыплаковой. Перед принятием пищи, в монастыре необходимо произнести молитву "Отче наш". Помимо матери Сергии, слова молитвы знала только Елена Октябревна.
Обед был скромный, ведь фестиваль пришелся на среду – постный день. Нас угощали рыбными щами, огурцами свежими и малосольными, яблочным пюре и гречневой кашей со сливочным маслом, а еще, кроме магазинного хлеба, мы отведали лепешку монастырского приготовления. Невозможно было сдержать своего восхищения, ведь всегда хочется заглянуть в закрытые места, например, в монастырь. Мы никогда не бывали в обители монахинь, чем и поделились с соседкой по столу Еленой Цыплаковой. Она же в свою очередь поддержала беседу, рассказав, что жила в Софийском монастыре в Ленинградской области, где однажды провела целую страстную неделю, исполняя послушания (занимаясь вышивкой у подсвечников).
Об Александрове у нее прекрасные впечатления, она считает, что наш город очень красивый, с богатой историей и с замечательными жителями. Понравился ей кремль и трепетность экскурсоводов. По ее словам, город заметно преобразился, стал намного чище. Оказалось, что Елена Цыплакова уже была в Александрове лет пятнадцать назад. А предыдущий визит актрисы на 101-й км был связан с приобретением земельного участка в районе д. Дуденево. Воспользовавшись нынешним приездом, Елена Октябревна попросила главу администрации округа Владимира Коркина помочь с трудностями и недоразумениями, возникшими с ее собственностью.
ПОИСКИ КОРНЕЙ
Как и было обещано организаторами фестиваля, к нам в город на 101-й километр приехала общественная организация "Мемориал", чтобы помочь потомкам жертв политических репрессий узнать о своем происхождении, о судьбе политически осужденных близких и дать совет, как получить соответствующие льготы.
На встречу в фойе Дома культуры пришли не только александровцы, но и приезжие из Кольчугина, Балакирева и др. городов. Многие плакали, доставая ветхие документы и фотографии, ведь это единственное, что осталось от их мам и пап. Потом появлялись слезы радости и надежда на то, что подробно смогут узнать о случившемся с родственником. Многим пришедшим помогли, нашли в картотеке подробные данные, другим рассказали, куда обратиться, как правильно отправить запрос, а нам даже подарили диск с базой данных и информацией об осужденных по 58 ст. советского кодекса. Так организаторы реализовывали главную цель фестиваля – посредством кино защищать права человека.
ПРАЗДНИК КИНО
Главное фестивальное действо развернулось в ДК "Юбилейный".
Ключевой фигурой фестиваля, безусловно, был кинорежиссер и народный артист СССР Марлен Мартынович Хуциев, совсем не по-звездному расхаживающий по фойе "Юбилейного" среди не такой уж и многочисленной для незаурядного мероприятия публики. Не отказывал желающим увековечиться на фото с прославленным режиссером, снявшим такие картины как "Весна на Заречной улице" и "Июльский дождь". Совершенно преобразился киноклассик на сцене. Свое трогательное и немного грустное выступление он посвятил истории нашей страны и правам человека в наше непростое времяоворил о Москве – благоустроенном Вавилоне. О Новгородских вратах Софийского собора, привезенных Иваном Грозным в Александровскую слободу в качестве трофея. О том, стоит ли вслед за Новгородом, требующим возвращения этого чуда искусства, требовать возвращения Крыма нашей стране. О своей мечте – чтобы исчезло понятие 101-й километр, и чтобы не вспоминали о нем, как о каком-то проклятии.
После выступления именитых гостей фестиваля "Сталкер" и Игоря Степанова, генерального директора и продюсера фестиваля, на наш взгляд, именно этот человек решил все непростые организационные вопросы, гости, попрощавшись с александровцами, покинули наш город, направившись во Владимир. Из знаменитостей в гостинице “Александров” остался на ночь лишь Марлен Хуциев. А горожане приступили к просмотру картин, представленных на фестиваль.
Первой была показана лента "Страсти по Марине" режиссера Андрея Осипова. Тексты писем и стихов Марины Цветаевой, наложенные на вольный иллюстративный ряд. Акцент, как показалось, был сделан на тяжелые взаимоотношения с ближним окружением Марины и ее знакомство с поэтессой Софьей Парнок, известной своими гомоэротическими наклонностями. Получился экспрессионистский и понятный только посвященным трудный фильм на трудную тему.
Затем была показана картина "101-ый километр" Леонида Марягина, известного широкой публике по фильмам "Вас ожидает гражданка Никанорова" и "Здравствуй, столица", в котором играет уроженка Александрова Наталья Винтилова. Марягин вырос в Орехово-Зуеве, который, как и Александров, расположен за тем самым пресловутым километром. И показанный фильм – история из жизни самого режиссера.
УЧИТЕСЬ РАДОВАТЬСЯ
Вообще фестиваль еще со времен Древнего Рима – праздник народный, города пробуждались в дни празднования, настроение населения улучшалось, но про Александров этого сказать нельзя. Особого оживления в городе не обнаружилось. А жаль. На просмотре фильмов фестиваля зал ДК был заполнен лишь наполовину. Может, причина в том, что горожане не привыкли к культурному отдыху, а может, у нас не осталось жителей 101-го километра, и живут здесь коренные александровцы.