Ее организовали в бывшем здании педагогического училища, ликвидированного по приказу Обласо, потому и основу педколлектива составили преподаватели-методисты педучилища и учителя из трех городских и двух железнодорожных школ.
На месте студенток, в основном девочек, оказались в большинстве своем мальчики, которых не пощадило голодное, холодное и сиротское военное детство, те, от которых по случаю с удовольствием освобождались перегруженные имеющиеся школы.
Пришедшие из родных школ не по своей воле, они имели определенный естественный сопротивленческий настрой.
В первые же дни сентября в школу пришла инспектор детской комнаты милиции Екатерина Марунчак и не без радости сказала: "Как теперь мне удобно работать - все мои подопечные в одной школе". И какое-то время она была почти членом нашего педагогического коллектива.
Сформировать и сплотить детский коллектив и видеть в нем каждую душу могла только общая любовь и задача. Сделать это смогла зав. учебной частью Евгения Ивановна Богомолова, истинно русская душа, умница, в то время учившаяся в аспирантуре, учитель русского языка и литературы, мать четверых детей. Она была тем нравственным ориентиром, на который шли и взрослые, и дети.
Во всяком трудном случае, когда, кажется, кончалось терпение, без всяких высоких казенных фраз она убедительно советовала: "Да любить его или ее надо, может, кто-то и наших детей пожалеет".
Главным мерилом ценности человека: ученика ли, учителя или кого-то другого - было "не подлец".
Евгения Ивановна удивительно находила в человеке самые благодатные струны души и умело извлекала из них предельно возможное по принципу: не умеет плясать - не надо, пой, но увлеки, передай свое горение. За полную отдачу дара на другое могла закрыть глаза.
В ней совмещался один из главных принципов педагогики: руководитель учебного процесса - лучший учитель, о чем она сама вряд ли думала. Но всех желающих она охотно брала на свои уроки, щедро раздавала конспекты уроков.
Учебный процесс в школе, организованный ею, был поставлен на высокую научно-методическую ступень. Каждый посещенный ею урок анализировался не по плюсам и минусам, а, прежде всего, с точки зрения научной, методической и педагогической, был настоящей школой для учителя, и желанным этапом профессионального совершенства.
Продуманная система открытых уроков, работа предметных секций и ученических организаций - все было ее направлено на обучение, нравственное становление человека.
Такие учителя и руководители, как Евгения Ивановна Богомолова, редки. Ее перевели в пединститут Владимира, где она долго преподавала методику литературы. Автор многих научных статей, брошюр, книг.
Традиции, заложенные ею в учебном процессе, в душах людей, поддерживались многие годы в средней школе №4, дожившей до полувекового юбилея. Своими методическими, педагогическими, нравственно-психологическими находками учителя щедро делились на педчтеньях разных уровней. Так в 1972 году на областные педчтения из Александрова представлены были шесть работ: пять - из школы №4 (Д.Д. Певцов, Л.В. Бакалюк, Т.В. Оспина, А.Н. Лактина, Е.К. Станникова), из школы №2 - Н. Савельева.
Все работы оценены дипломами, методический кабинет Александрова, в свою очередь, отмечен дипломом.
И случайно ли то, что первым кандидатом педагогических наук в истории народного образования города Александрова стал Владимир Алексеевич Лебедев, ученик Евгении Ивановны Богомоловой, так много сделавший для народного образования за свою короткую жизнь.
В этой вечной перекличке времен и живет то главное, что оставляет на этой земле человек.
С годами школа, как река, пополнялась новыми замечательными учителями и детьми. В дни пятидесятилетнего юбилея достойны светлой памяти те, кто стоял у истоков ее жизни. С юбилеем, дорогие коллеги и мои ученики! Здоровья вам, мужества, терпения, высокого совершенства!
Е. СТАННИКОВА.