Разговор с первым заместителем генерального директора ВНИИСИМСа Владимиром Федоровичем ШИЦЛЕ начался с объяснения цели данной публикации.
- Руководство института считало, что интервью, данное в октябре Генеральным директором ВНИИСИМСа М.А. Архиповым "ВДВ" после визита губернатора области, затем мнение самого губернатора о ситуации в институте, высказанное им на пресс-конференции и озвученное в печати, удовлетворили законное любопытство общественности Александрова о ситуации во ВНИИСИМСе. Однако статья, опубликованная затем в "Деловом Александрове", заставила нас взглянуть на ситуацию по-другому.
Информация в СМИ может быть как лекарством, так и ядом. В нашем конкретном случае она послужила именно ядом. Эта статья - или заказная, или глупость и некомпетентность. И то, и другое одинаково вредно для предприятия, которое, если продолжить медицинскую терминологию, действительно больно, но его нужно лечить, что руководство института и пытается делать, а не добивать, что делает автор статьи. Признак "желтой" прессы в том и состоит, что бьет наотмашь хлестким заголовком и уже неважно, что, вчитавшись, понимаешь - это не совсем то. Но цель достигнута, объект замаран...
Мы решили обратиться в газету "Александровский Голос труда" с просьбой предоставить возможность более подробно рассказать об истинном положении дел в институте. Обращаемся именно в вашу газету, потому что считаем ее подход более взвешенным и объективным.
ОБ ИНСТИТУТЕ И ЕГО ПРОБЛЕМАХ
- Начнем с того, что научно-исследовательский институт - это не завод (эти понятия многие путают). Разница в том, что научно-исследовательские работы во всем мире финансируются или крупными концернами в своих интересах, или государством, а завод живет за счет продажи производимой им продукции.
На сегодняшний день крупных концернов, вкладывающих средства в фундаментальные исследования в электронике, на что работает наш институт, в России, к сожалению, нет. Это видно по городу Александрову. Что стало с исторически сложившимся мощным электронным комплексом города, мы все знаем. Наш институт остался практически последним осколком этого комплекса.
Логично, когда государство должно финансировать научно-исследовательские работы в интересах развития экономики собственной страны, его оборонного комплекса, космоса - того, для чего создан наш институт.
Но произошло следующее - за последние два года в стране началась и, считаю, слишком долго продолжается административная реформа, перераспределяется ответственность между министерством, его службами, агентствами. Идет определение политики в сфере природопользования, формируется круг научно-исследовательских предприятий под новые задачи. В условиях, когда еще не разграничена зона ответственности, финансирование научно-исследовательских работ было приостановлено. То есть мы (и не только) второй год не финансируемся государством. Проблема состоит в том, к какому агентству отнести наш ВНИИСИМС. Ближе мы к Роснедрам, но задача этого агентства - разработка месторождений, а не восполнение высокодефицитного природного сырья, чем занимаемся мы.
Словом, проблема есть, но заявлять, что мы вычеркнуты из какого-то реестра - это полная неграмотность и некомпетентность. Мы остаемся в подчинении Министерства природных ресурсов, у нас это записано в Уставе, мы получаем оттуда разрешения, распоряжения и так далее. Да, в связи с этим отодвинуто решение некоторых задач института, но проблема решается и будет решена на уровне правительства.
Как мы выходим из ситуации? У нас есть опытное производство, основная цель которого прежде была отработка технологий, доведение их до промышленного уровня, его продукцией являлась та или иная технология, которую можно тиражировать, прежде всего, в стране, так как мы государственное унитарное предприятие и должны работать в интересах нашего государства, России.
Чтобы пережить период реорганизации, нам пришлось опытное производство сделать промышленным. За счет собственных средств мы стараемся по мере возможностей продолжать те научные работы, которые велись в институте и финансировались прежде государством. Остановить ряд научных направлений, по нашей оценке наиболее перспективных, просто не в интересах института и в целом государства. К сожалению, многие работы, перспективные для более отдаленного будущего, нам пришлось пока закрыть. Отсюда - сокращение штатов.
В 2005 году сложилась к тому же трудная ситуация на рынке нашей продукции. Произошел спад спроса на кварц "среднего качества", так как в рынок активно вошел Китай, а потребность в таком кварце уменьшилась. За нами остался рынок высококачественного кварца, потребность в котором остается высокой и даже растет. Поэтому мы сейчас перестраиваем производство на увеличение этой доли продукции. Но растет такой кварц 450 суток. И получается, что деньги нам нужны сегодня, а мы можем их получить только через полтора года. Но мы идем на это.
Более активно мы начали осваивать создание кристаллов новых цветов. Уже вывозили новые разработки на выставки в Бангкок, в Гонконг. Получили великолепные отзывы об институте, о его новых разработках по ювелирному кварцу новых цветов. В октябре пошли первые отгрузки этой продукции заказчикам. Таким образом, начав в марте перестраивать производство на новые виды сырья, мы уже начали получать первые деньги от этого.
Серьезной проблемой для института является то, что он оказался участником уголовного дела, которое расследуется прокуратурами Тайваня и Гонконга по факту хищения крупных сумм денег. Мы доказали, что вины института в этом нет, есть вина отдельных лиц, но тем не менее покупатели нашей продукции в результате стали настороженно относиться к институту. Имидж института, по сути, нам сейчас приходится восстанавливать. Вторая сторона - материалы уголовного дела свидетельствуют о том, что произошло разовое изъятие из института суммы денег порядка 10 миллионов долларов. Это огромные деньги! Это бюджет института трех лет! То есть мы понесли не только имиджевый ущерб, но и финансовый. Вопрос - как это произошло и куда делись деньги - надо задавать Б.А. Дороговину.
Итак, административная реформа, изменение рынка, плюс уголовное дело - все произошло в одно время. Хватило бы одной проблемы, но когда вместе сошлись три и все очень серьезные - это очень тяжело.
ПРИВАТИЗАЦИЯ ИЛИ АКЦИОНИРОВАНИЕ?
- Приватизация и акционирование - это абсолютно разные понятия. В нашем случае речь о приватизации ВНИИСИМСа не идет.
Мы сегодня Федеральное государственное унитарное предприятие. Эта юридическая форма была выдумана, видимо, на переходный период. В ее рамках возможности предприятия очень ограничены. Простой пример. В финансовом обороте нашего предприятия не участвуют основные фонды, и таким образом институт, имея более 200 миллионов рублей замороженных средств, не может, к примеру, взять кредит. Для этого надо получить разрешение Министра природных ресурсов, а процедура всех согласований занимает несколько месяцев. То есть получить так называемые "короткие деньги" (на небольшой срок) практически нереально. Невозможен и "длинный" инвестиционный кредит, банки не дадут его ФГУП. Естественно, не пойдет в ФГУП и частный инвестор.
В правительстве поняли, наконец, что подобная юридическая форма неэффективна. Принято решение в юридической форме ФГУП оставить минимум предприятий, остальные должны стать акционерными обществами, полный пакет акций которых будет принадлежать государству. Нам в этом случае будет гораздо легче работать с иностранцами, которые просто не понимают, что такое ФГУП, с инвесторами. В оборот будут включены здания, земля, имущество. На сегодняшний день сами мы не можем, например, сдать в аренду высвободившиеся площади, их сдает территориальное подразделение "Росимущество", и деньги от этого идут в бюджет. Сейчас наш мощный имущественный комплекс не помогает нам, а тянет на дно, потому что его надо содержать, обогревать, за него надо платить налоги и так далее. Акционировавшись, мы сможем использовать его с пользой для предприятия.
В план акционирования планируется включить наш институт на 2006-2007 год. О приватизации, то есть продаже государством акций, и речи нет.
ЧТО СУМЕЛА ДОБИТЬСЯ НОВАЯ КОМАНДА?
- Замечу для начала, что уже становится странным определение "новая" по отношению к команде, которая работает более двух лет.
Отвечая на этот вопрос, надо вспомнить о том, какую основную задачу ставило перед нами государство. Не допустить банкротства! В акте проверки деятельности прежнего руководства ВНИИСИМСа Министерством природных ресурсов стояла такая формулировка: "...готовится преднамеренное банкротство...".
Удалось ли не допустить, можно судить из таких цифр: на тот момент, когда мы сюда пришли, долг института перед сторонними организациями составлял около 70 миллионов рублей. Сейчас он на 40% уменьшился. Средняя зарплата была менее 4 тысяч рублей, сейчас около 5 тысяч. Это, конечно же, мало, но нам, повторяю, приходится закрывать старые долги, финансировать из собственных средств научные программы. Без этого у предприятия нет будущего. Есть, например, перспективнейший материал цинкит, по работе с которым мы находимся на мировом уровне, даже впереди таких крупных компаний, как "Мицубиси". ВНИИИСИМС занимается цинкитом не один десяток лет. Год-два - и он на выходе. Остановить работу ни в коем случае нельзя, в нее вложены огромные средства и уже есть результат. Если мы пойдет на поводу у тех, кто считает, что надо оставить 1, 2 цехи, котельную, а остальное все закрыть, проживем мы 5-7 лет. А дальше? Мы технологически невосполнимо отстанем и будем выброшены с этого рынка.
Еще одно мнение - надо продавать технологии. Несомненно, продавать технологии нужно. Но мы государственное предприятие и эта интеллектуальная собственность принадлежит государству, а значит, принимать решения о продаже технологий прерогатива государства. Какие-то технологии можно и продать, а по каким-то надо делать все, чтобы они ни в коем случае не "ушли" за рубеж, потому что уход технологий - это огромный урон для государства.
Сегодня мы уже ощущаем, что заинтересованность государства в научно-исследовательском институте начинает появляться. Примерно три месяца назад у нас проводилось крупное совещание с участием руководителей главных управлений Министерства обороны, месяц назад - серьезное совещание с руководителями Министерства промышленности и представителей администрации Президента. В результате наша работа с Министерством обороны, с Минатомом, с Министерством промышленности перешла в практическую плоскость. Детализировать не буду, потому что многое в этой работе относится к государственной тайне, что-то - к коммерческой. Но эта работа идет, мы включены в ряд серьезных программ, уже начали получать первые деньги. От Министерства обороны, например, первые деньги получены буквально на днях.
Привлекательно озвученное недавно предложение, направленное в администрацию Президента, о создании на базе ВНИИСИМСа технопарка, то есть предприятия, объединяющего в себе всю цепочку - от научной разработки до создания промышленного производства. Мы подали документы по трем направлениям и надеемся принять участие в реализации проекта. Полагаю, что это реально.
То есть мы на деле почувствовали, что в стране начало формироваться понимание того, что надо заниматься наукой.
Это хорошо, но не достаточно. Перечисленное можно отнести лишь к среднесрочным перспективам. Чтобы институт начал развиваться динамично, в него должна влиться молодежь. Необходимые научные кадры в Александрове не готовятся. Москвичи, у которых и зарплата, и уровень жизни выше, в Александров не пойдут. Мы заключаем договоры с вузами, привлекаем студентов МГУ, наших александровских студентов. Группа наших ученых ведет дипломников. Эффект наших усилий низок. Вывод - эту важнейшую проблему нужно решать тоже на государственном уровне.
Я не буду утверждать, что все эти действия уже отвели от института угрозу банкротства. Она пока остается перманентной. Третий по счету арбитражный суд выиграли в сентябре текущего года. Возможно, это не последняя попытка определенных лиц обанкротить институт. Но сдаваться мы не намерены. Несмотря на уверения некоторых, что мы пришли сюда, чтобы разорить, захватить, уже 2,5 года в сложнейших условиях работаем, пытаемся вытянуть институт. Я не могу здесь не выразить нашу благодарность губернатору, администрации и налоговой инспекции Владимирской области, которые по-государственному подошли к решению проблем института.
СОКРАЩЕНИЕ КАДРОВ, КАК НЕИЗБЕЖНОСТЬ
- Я прекрасно понимаю, что главная причина недовольства александровцев руководством ВНИИСИМСа - это сокращение кадров. Действительно, очень тяжелый и неприятный момент. Но рассмотрим ситуацию на простейшем примере семейного бюджета. Если ты не можешь содержать машину, ты ее продаешь, как бы не было жалко, как бы она не была нужна. Бюджет предприятия строится так же, как и бюджет семьи. Мы проводили сокращения, исходя из того же принципа возможностей своего бюджета. Прежде чем это делать, создали аттестационную комиссию, на которой заслушали всех руководителей подразделений института с их предложениями, планами и т.д. В планах все у большинства было красиво, и мы дали всем срок 6 месяцев для того, чтобы они на деле доказали свою состоятельность, показали какой-то результат или хотя бы выход на него. Через полгода новая аттестация показала, что только одно подразделение из семи доказало, что оно может работать эффективно. Мы оценивали проблему с двух сторон: наши финансовые возможности и эффективность работы того или иного подразделения. Непринятие решения по сокращению - это ускоренное заведение предприятия в тупик.
Но и подход к сокращаемым подразделениям был не однозначным. Мы предложили им путь к спасению. Например, огранщикам, которых институт дотировал на 70-80 тысяч в месяц, по максимуму создать условия для работы и предоставить таким образом возможность выживать самостоятельно. Жестко было определено одно условие - производимая ими продукция, которая необходима для нужд института, продается ими по себестоимости с плюсом 5-10%, то есть ниже рыночной цены. Считаю, что это вполне логично. На таких условиях было создано три предприятия. Одно сейчас на грани распада, два вроде бы живут.
Кстати, производительность в таких маленьких автономных предприятиях вырастает в разы. Приведу такой пример, рассказанный руководителем одного из таких ООО. Пришла, говорит, ко мне одна работница и сообщает, что сделала 1200 деталей и ждет премии за это. - Ты сделала мало, премии не будет. - Так я на заводе делала гораздо меньше и получала премии. - Так то ж на заводе, а сейчас мы сами должны деньги зарабатывать, никто нам их не даст. Прошло не так уж много времени, и эта же работница сделала за месяц 6700 деталей. Психология изменилась. У государственного предприятия требуют, не спрашивая, заработал ли. Здесь - зарабатывают! И мы ничего не добьемся, не сломав эту психологию потребителей. Нам крайне важно добиться добросовестного производительного труда. И сделать это можно только одним способом - платить за конкретную работу, а не за проведенное на работе время.
К великому нашему сожалению, иногда приходится резать по живому. Например, отдел геологии. Здесь работают ведущие специалисты России по кварцу. Но этот коллектив может работать, когда ему ставится задача и на ее выполнение выделяются деньги. Это может делать Министерство природных ресурсов и агентство Роснедра. Но задачи-то не ставятся. И никаких денег, естественно, нет. А институт не может взять отдел на содержание. Пришлось сокращать. Но все же не отдел, а его штат. Понимая его значение, мы продолжаем дотировать геологию, стараясь ее все же сохранить в стенах института, в надежде, что она будет востребована государством.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
- Если я сейчас скажу, что абсолютно уверен в оздоровлении и развитии ВНИИСИМСа, я покривлю душой. У меня нет такой уверенности. Но есть абсолютная уверенность в том, что мы делаем все возможное для того, чтобы оздоровление произошло. Видим предпосылки к этому. В 2005 году мы ощутили реальный интерес государства, уже выраженный в реальных деньгах, которые мы начали получать. Но для сохранения научно-исследовательского института этого мало. Нужно решить очень большой комплекс проблем, начав с выбора направления, с постановки задач, что во многом зависит от государственной политики.
Записала В. ТИХОНОВА.