Обещание нефтяных компаний заморозить цены на бензин до конца года не выполнено. Цены на заправках растут. В Москве - на 2-4 копейки еженедельно, а в целом по стране, по данным статистики, на 30 копеек в месяц (Аи-92). Но самое интересное, что за последние два месяца оптовая цена тонны бензина упала в среднем на 500 рублей, т.е. каждый литр на заправке должен был подешеветь примерно на 40 копеек. Однако розничные продавцы поднимают тарифы, зарабатывая на разнице миллионы рублей. Государство пока не знает, как исправить ситуацию.
В сентябре правительство объявило, что бурный летний рост цен на бензин остановлен. Тогда глава Минпромэнерго Виктор Христенко собрал крупных нефтяников и попросил их зафиксировать цены - правительству надо было что-то срочно делать с инфляцией. Нефтяники согласились заморозить бензин на своих заправках до Нового года. Скептики предупреждали, что это не более чем пиар-акция: в преддверии зимы спрос на топливо и так падает. Оптовые цены и правда пошли вниз. Но на заправках это никак не отразилось.
В сентябре были созданы все условия для падения цен на бензин. Рост экспортных пошлин, который не прекращается весь год, развернул экспорт на внутренний рынок. И меры правительства сработали: оптовые цены пошли вниз. "За два месяца они снизились в целом по всем маркам на 500 рублей, АИ-92, АИ-95 подешевели на 150-200 рублей", - подтвердили "Известиям" в Русском топливном агентстве (РТА). Но на заправках это не отразилось. Розничные цены не снижалась. Напротив, они росли. Например, по данным Госкомстата, в октябре средняя стоимость литра бензина в целом по стране выросла на 0.5%. В столице бензин также растет - на 2-4 копейки еженедельно.
Правительство договаривалось о заморозке цен на бензин с крупными нефтяными компаниями. Но они контролируют далеко не все российские заправки. Независимых АЗС только в Москве 65% от всей розницы. Поэтому уже на следующий день после разговора с нефтяниками Виктор Христенко добавил, что "надеется, что к крупным нефтяным компаниям присоединятся также и другие участники рынка".
Однако розничные торговцы не присоединились. "Если крупные нефтяники на виду и их можно проконтролировать, то мелких торговцев - нет. На мелкой рознице делаются большие деньги. Если опт растет - розница поднимается мгновенно. А если опт падает - цены на АЗС никогда не упадут. На 1 тонне бензина оптовик зарабатывает в среднем 50 рублей, а хозяин АЗС - 500-600 рублей", - рассказывали "Известиям" в РТА. "Для снижения цен нет объективных условий: конкуренция низкая, а спрос огромный. Так почему цены должны падать?! Это логика бизнеса", - соглашается с ним Григорий Сергиенко, вице-президент Московской топливной ассоциации, которая объединяет независимых владельцев столичных АЗС. "Розница летом приняла удар на себя, не пойдя на пропорциональное повышение цен на заправках соответственно росту оптовых цен. Автозаправки пытаются отыграть упущенную летом прибыль. Ведь за все лето опт вырос на 15.1%, а розница стояла", - вспоминает аналитик РТА Максим Назаров.
Вдобавок ко всему подкачала погода. Из-за небывало теплого октября и ноября автомобильный сезон не заканчивается. "Начнется бездорожье, встанут машины на прикол - спрос упадет. А вслед за ним и цены. Но пока на улице тепло", - констатирует Григорий Сергиенко.
Разумеется, несколько копеек в неделю - не катастрофа. Но такими темпами к Новому году средние цены вырастут на 1.5-2%. И тогда с начала года их рост составит 17-18%. Между тем как инфляцию ожидают на уровне 11-11.5%. В то время как еще по итогам 8 месяцев 2005 года "бензиновая" инфляция сильно уступала общей по стране. А чиновники с гордостью заявляли, что правительству впервые за многие годы удалось задавить рост цен на бензин. Не удалось.