В прошлом номере газеты мы рассказывали о победительнице Всероссийской олимпиады по школьному краеведению Ольге Жуковой - воспитаннице Александровского центра детского и юношеского туризма, возглавляемого Л.К. Подгорновой.
Сегодня Оля по просьбе нашей редакции делится воспоминаниями о проведенных в столице "олимпийских днях".
Всероссийская олимпиада по школьному краеведению проходила в Москве с 21-го по 25-е ноября. Среди множества участников и делегаций из всех уголков России была команда Владимирской области. Семь человек: два мальчика и пять девочек (я в том числе) отстаивали честь края в столице. Пять конкурсов, семь экскурсий, семь направлений работы участников, две сотни умных, талантливых ребят - это лишь некоторые цифры, промелькнувшие на олимпиаде. А были еще дружба, опыт, море новых впечатлений - в общем, те важнейшие вещи, которые исчислению вовсе не поддаются. Работу, проведенную организаторами и участниками, сложно оценить даже тем, кто наблюдал события этих четырех дней изнутри. Ну, а краткий обзор событий - вот он.
В коридорах и комнатах Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения было шумно и людно. Участники олимпиады подходили на регистрацию. Эти ребята уже прошли отсев по городу, затем по области, теперь они вышли на всероссийский уровень. Больше половины состязавшихся приехали в Москву впервые, некоторые провели в дороге не одни сутки. Якутия, Адыгея, Омск, Тамбов - все присылали своих кандидатов.
График работы предполагался очень плотный: торжественное открытие, затем обед и сразу же первый, один из самых ответственных и важных конкурсов - защита исследовательских трудов, разработанных участниками еще дома, на самом первом, городском этапе соревнования.
Для удобства оценки участников распределили по секциям, каждая из которых объединяла работы со специфичной тематикой. Я оказалась в отделе "История образования и детского движения". Итак, для нас состязание началось в Государственном Историческом музее. Именно там после полуторачасовой экскурсии нас провели в большой зал, где мы должны были представить свои исследования. Было странное чувство: мы словно играли в серьезных научных деятелей, обсуждали недостатки и достоинства докладов, перспективы их дальнейшей разработки, обращались к докладчику только на "вы"... но в перерывах совершенно непосредственно, по-дружески, без церемоний бурно делились впечатлениями с незнакомыми ребятами, случайными собеседниками. Они отвечали так же охотно. Даже самые робкие, немногословные участники воодушевлялись, принимали участие в спорах и обменах мнениями. За первые пять минут развеялась всякая отчужденность, а если кто-то и думал поначалу, что общаться с такими "умниками" непросто, то с первых слов убеждался, что он ошибался. Жаль только, что всех в один прием выслушать не успели, часть выступлений перенесли на следующий день. Но скучать было просто некогда: по возвращении в центр туризма, ставший нам домом на эти четыре дня, участников ждало новое задание. Нам предложили представить себя в роли научных сотрудников музея.
Три запомнившихся предмета из музейной экспозиции, источник вещественный, письменный и художественный, мы должны были описать и проанализировать. А затем - проверка на владение языком и художественный вкус, эссе-раздумье на вольную тему. Работа продолжалась глубоко за полночь, иные участники так и просидели до утра.
Следующий день прошел еще более напряженно. Выступили оставшиеся докладчики, потом был тест, викторина... Как и было обещано, нас проверяли по всем направлениям. Счастье, что атмосфера царила более чем дружелюбная, почти семейная. Азарт, желание выложиться, показать себя - все это было в избытке. А вот профессиональной ревности, состязательного, соревновательного духа я так и не заметила. Мы не боролись, мы просто обменивались опытом. Доходило до того, что организаторам приходилось пресекать попытки участников, порой с противоположных концов России, сверять тестовые задания. Подружившись в первый день, мы уже не хотели быть соперниками.
Так получилось, что наша секция кончила конкурсную часть программы раньше всех. Оставшиеся два дня для нас прошли в походах по музеям и храмам. Кремль и Третьяковская галерея, лучшие московские музеи, храм Христа Спасителя, обзорная экскурсия по Москве наполнили нас впечатлениями до отказа. А по вечерам в комнатах центра туризма собирались большие компании, шли оживленные споры и беседы. Одним словом, мы общались. И в день подведения итогов каждый, перед тем как разойтись по секциям, пожелал остальным победы.
Владимирская делегация не подкачала. Пять призовых мест: одно первое, одно второе и три третьих; два диплома участника, обладательница одного из них заняла по очкам четвертое место. Диплом лауреата первой степени я увезла с собой в Александров... Разумеется, счастлива была чрезвычайно, да и другие не выглядели унылыми. "Сходу взять второе место на Всероссийской олимпиаде - это что-нибудь да значит!", - делился потом со мной личным мнением лауреат второй степени, уроженец Владимирского края, мой новый друг Саша. Все получили подарки и грамоты, к тому же, выяснилось, что места распределялись независимо от количества призеров. И разъезжались мы с легким сердцем, унося море хороших впечатлений и дорогих воспоминаний. Все обменялись адресами и телефонами, все крепко запомнили и оценили друг друга. Хорошо вдруг попасть в общество, где человек человеку - ближний. А если при этом проводятся экскурсии, проходят конкурсы и раздаются призы - вовсе прекрасно. Олимпиада кончилась, но она же не последняя. И мы, расставаясь, условились: "До следующей Олимпиады"!
О. ЖУКОВА,
г. Александров.