Обращение
александровцев
к президенту
Российской Федерации услышано
Вообще-то, главного федерального инспектора по Владимирской области аппарата полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе Геннадия Веретенникова мы здесь видели даже большее число раз, но, сколько точно, не считали, а сам он об этом не сказал. Он говорил о другом. О том, что после обращения жителей города Александрова в адрес президента страны В.Путина (оно было опубликовано в номере нашей газеты за 28 декабря), а потом и обращения депутата Госдумы О.Малышкина в администрацию президента России (к ее руководителю А.Собянину), конфликт в Александровском районе вышел на самый высокий властный уровень.
Суть его и, так сказать, теоретическую базу изложил депутат Госдумы О.Малышкин. Хотя все собравшиеся и так знали, что нынешние руководители города Александрова пытаются вырваться из крепких объятий губернской и районной власти, в которые наш город не по своей воле попал еще 5 лет назад.
Заложили этот конфликт в 2001 году губернатор Владимирской области Н.Виноградов и его первый заместитель Ю.Федоров, искусственно присоединившие вполне самодостаточный экономически город Александров к Александровскому району - много лет жившему лишь на дотации из области. Состоялись судебные разбирательства, но и областной, и Верховный суды сочли закон не нарушенным. Как говорится, по форме все было правильно, хотя по существу – издевательство.
То же самое произошло и через 4 года, в 2005 году (а разве могло быть иначе - при той же областной власти?!). Законодательное Собрание Владимирской области наделило наш город обидным для всех статусом городского поселения. При этом федеральное законодательство позволяло (!) депутатам из областного ЗС принять другое решение: о наделении города Александрова статусом городского округа, как этого добились в некоторых других городах Владимирской области.
Глава района В.Коркин
готов поделиться
полномочиями с главой Александрова А.Равиным
Так вот, О.Малышкин напомнил, что если посмотреть в разрезе всей Российской Федерации, то можно увидеть, что из 89-ти ее субъектов лишь 11 самостоятельны, остальные – реципиенты (противоположно понятию донор), то есть, вынуждены постоянно «клянчить» (глагол О.Малышкина) деньги у Федерации.
Аналогичная ситуация и в субъектах. С одной лишь разницей. Вновь созданные недавно муниципальные образования могут распоряжаться собственными полномочиями и средствами по соглашению с властными структурами вышестоящих органов власти (напоминаем, что это теория, практика - отдельно). В общем, права у города Александрова есть, но только некому было бороться за них все это время…
Потом слово предоставили главе Александровского района В.Коркину. Он предложил А.Равину взять тайм-аут и подумать, как правильно, без ущерба для людей, избравших их обоих главами, разделить эти полномочия. Глава Александровского района «упирал» на то, что районный бюджет на 2006 год уже принят. И для Александрова это означает, что город будет жить не по разработанному собственными силами бюджету, а по смете, которую ему «спустят» из района, то есть, по меткому выражению О.Малышкина, так и останется «реципиентом» - в роли просящего. А надо знать А.Равина, чтобы понять: на это он никогда не согласится.
В своем выступлении А.Равин поблагодарил О.Малышкина и Г.Веретенникова за то, что пытаются разобраться в александровском конфликте. И тут же «вспомнил» председателя Законодательного Собрания Владимирской области А.Боброва, который не приехал в Александров, хотя и обещал, а ведь это из-за принятых ЗС законов во Владимирской области идет буря протестов – в Петушках, в Суздале, в Гороховце. Да и наши главы – городов Струнино, Карабаново, поселка Балакирево – хотят работать самостоятельно и приводить свои города в порядок, а не ждать манны небесной от районных властей.
Основа конфликта, разумеется, не в каких-то эфемерных названиях (городское поселение, смета…), она вполне реальна. Недавно А.Равин встречался с потенциальными инвесторами, которые могли бы вложить в экономику Александрова весьма солидные суммы. Но как только речь зашла о полномочиях главы городского поселения, разговор прервался. Вкладывать деньги под того, кто не обладает серьезными правами, как сегодня А.Равин, несмотря на то что за него проголосовало больше половины александровцев, московские бизнесмены не хотят…
Требование А.Равина аналогичное: обоим главам и председателям Советов района и города следует подготовить соглашение, в котором четко разделить полномочия. «Тянуть на себя одеяло нельзя никому, оно короткое, - с известной эмоциональностью высказался А.Равин. – Это мирный вариант. А потом уже мы займемся и зданием администрации, которое должно быть возвращено городу, и отделением Александрова от района…»
Другие главы
тоже требуют
увеличения прав
Мнения собравшихся в зале глав и депутатов всех уровней, как и представителей общественности тоже выслушали. Депутат районного Совета Ю.Лакеев попенял депутату Госдумы О.Малышкину по поводу низкого качества федеральных законов. Почему-то наше законодательство позволило в 2001 году без выяснения волеизъявления жителей Александрова присоединить наш город к району?!
Глава города Струнино А.Горшков занял примерно такую же позицию, что и А.Равин. К нему по-прежнему приходят жители, которым теперь – по новому областному закону, который принят в противоречие с законом федеральным – он может помочь «только вздохом». И ничем другим: нет у главы, избранного жителями города Струнино, даже минимальных прав. Депутатов в Александровском районе больше, чем в многомиллионной Москве, а какой от этого толк?!
Глава поселка Балакирево В.Шубин был чуть-чуть приземленней. Ему очень не нравится другое – а именно то, что работникам администрации его поселка «положили» совершенно смешные должностные оклады. Он очень надеется, что в действительности цифры окажутся повыше, поскольку за такие деньги работников днем с огнем не сыщешь. Названную им сумму даже называть не серьезно – 399 рублей (?!).
Председатель Совета поселка Балакирево В.Погорелов задавался вопросом: почему глава поселка должен ездить с протянутой рукой?
Председатель Совета народных депутатов города Александрова В.Акимов: мы готовы работать самостоятельно, но ограничены в средствах.
Федеральный инспектор Г.Веретенников поддержал власти городов в их стремлении к самостоятельности, которые сейчас (прости Господи!) называются городскими поселениями. Геннадий Владимирович так и заявил: во Владимирской области главам давно надо дать больше прав! И все мы услышали в этих его словах однозначную и весьма обнадеживающую александровцев позицию президента России.
Владимирский «одобрям-с»
Кому-то может показаться, что в таком случае и районная, и сельская власть уже ни к чему. Депутат Г.Симин так и сформулировал свои два вопроса: как быть главам сельских поселений и нужны ли нам в таком случае глава района и районный Совет?
И начался новый виток обсуждения неудачных законов, одному из которых – областному – досталось больше всего.
О.Малышкин очертил позицию Госдумы: реформа местного самоуправления затеяна для того, чтобы на местах власти было больше, а не меньше. Никто никому диктовать не должен. К сожалению, в нашей Владимирской области этого не происходит. Если бы депутаты Законодательного Собрания, перед тем как принять так называемый 168-й закон, захотели услышать то, что думают на этих самых местах, они бы услышали много любопытного. О.Малышкин оценил усердие владимирских законодателей по-своему: не успели где-то в центре прокукарекать, как во Владимире подняли руки: «одобрям-с!»
Депутат Александровского районного Совета Ю.Суслов поддержал мысль о том, что 137 депутатов разных уровней (когда на огромный московский мегаполис их только 35) – слишком много. Но уж раз избрали, то не стоит теперь снова ломать, будто тут у нас полная разруха…
Глава Следневского сельского поселения М.Ибрагимов явил собой образчик противоположного варианта, когда сельская власть готова полностью положиться на районную. Что ж, возможно и такое. На что О.Малышкин заметил: вот и работайте по смете!
Председатель совета ветеранов Александровского района В.Савичев призвал собравшихся руководителей обратить внимание на главное: «не наломать дров». И председатель совета работодателей Г.Шкуро придерживается такого же мнения: надо В.Коркину и А.Равину найти правильное решение, расставить все точки над «i», потому что малый и средний бизнес тоже за порядок.
К сожалению, во Владимире далеко не всегда слышат и знают, что думают, чем живут в Александрове, в других городах области, которыми администрация и Законодательное Собрание обязаны грамотно руководить. Видимо, и в самом деле у Н.Виноградова и Ю.Федорова было лишь огромное желание угодить Кремлю и побыстрее принять тот самый закон, из-за которого разгорелся весь этот сыр-бор.
А может они ставили совершенно иную цель? Вот что зачитал на собрании глава города Александров А.Равин: федеральный закон гласит, что подчинение главы одного муниципального образования главе другого муниципального образования недопустимо. Так почему же областной закон это положение не учел?! Для справки: если есть противоречия между федеральным законом и законодательным актом субъекта федерации, то главенство имеет федеральный закон.
Подведем итоги
Долгим был этот разговор. Чтобы читатель понимал, насколько он был еще и трудным, приведу одну деталь: вместо назначенных 11-ти часов О.Малышкин, Г.Веретенников, В.Коркин, А.Акимов и А.Равин спустились в зал заседаний, где их уже давно ждали, почти на час позже. Изредка кто-то из зала поднимался на третий этаж, чтобы напомнить о себе, но разговор там велся на таких повышенных тонах, так громко, что очередной «гонец» возвращался ни с чем: лучше, мол, не мешать.
Тем не менее, как сказал в заключение этой встречи федеральный инспектор Г.Веретенников, разговор был полезным. Ответы на вопросы, которые были заданы, будут найдены губернатором вместе с депутатами Законодательного Собрания. И еще Геннадий Владимирович сказал: местное самоуправление дело новое и не простое, но обратного пути нет. Нельзя говорить о том, что население должно привлекаться к управлению государством, а на деле поступать иначе…
В.НЕВИННЫЙ.