ГЛАВНОЕ - ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА
Всероссийская сельскохозяйственная перепись должна и будет иметь практическую пользу и для экономики в целом, и для каждого человека, занятого в отрасли. Как заявил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев во время посещения выставки "Золотая осень", "перепись позволит российскому обществу до тонкостей узнать состояние дел в отечественном сельском хозяйстве, имея в виду не только производство, но и особо ценный уклад жизни". А главное, отметил глава Минсельхоза, "перепись позволит значительно перенастроить агропродовольственную политику страны, в том числе развивая сельские территории.
Для физических лиц перепись будет добровольным делом. При этом следует напомнить, что конфиденциальность собранной информации гарантируется федеральным законом о ВСХП, основным принципом которого является неприкосновенность частной жизни и прав собственника. Предстоящая перепись преследует только статистические задачи и не имеет ничего общего с фискальными целями.
В законе о ВСХП отмечено, что сведения, полученные в ее ходе, будут использованы для формирования информационной базы, которая станет ориентиром при выработке государственной сельскохозяйственной стратегии. А ее основой является повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс и обеспечение экспорта сельхозпродукции за рубеж.
Владимирстат.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СЕЛЬХОЗПЕРЕПИСЕЙ
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
В Великобритании сельскохозяйственные переписи на общегосударственном уровне проводятся с 1866 года. Впрочем, сбор статистической информации о состоянии животноводства и растениеводства в этой стране начался гораздо раньше. Наиболее древним документом является Думсдэйский обзор 1085 года, в котором приводятся данные по поголовью скота в нескольких графствах.
В наше время сельскохозяйственные переписи проходят ежегодно в июне. Их проводит Департамент экологии, пищевой промышленности и сельского хозяйства Великобритании совместно с сельскохозяйственными департаментами Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. В высылаемой по почте анкете содержится более чем 150 пунктов, касающихся сельскохозяйственного производства. На основе результатов переписи формируется аграрная политика на общеевропейском и национальном уровне, делается прогноз объемов производства и стоимости сельскохозяйственной продукции. Кроме того, данные исследования используются для анализа последних тенденций в развитии аграрного сектора отдельных регионов.
В 1996 году британские статистики разработали схему, которая позволяет получать результаты на основе опроса владельцев около 60% ферм. До этого отчеты предоставлялись всеми сельскохозяйственными землевладениями. Тем временем работа по дальнейшему снижению необходимого числа участников переписи продолжается. Так, в 2004 году размер выборки был существенно уменьшен. Представители 40 тысяч хозяйств заполнили полный вариант анкеты, и еще 10 тысяч хозяйств - укороченный, без детальной классификации по категориям. Для сравнения в 2003 году было опрошено 77 тысяч хозяйств. Для того чтобы сокращение размеров выборки не привело к снижению точности данных, статистики стали гораздо шире использовать базу данных, составленную с помощью методов геоинформатики.
Отметим, что вероятность попадания в число участников переписи не одинакова для всех ферм. Методика выбора хозяйств направлена на то, чтобы исследование как можно полнее характеризовало структуру отрасли. Иными словами, чем больше ферма, тем больше она может предоставить данных по всем вопросам анкеты. Поэтому при нынешних условиях отбора самые крупные хозяйства переписываются каждый год. Соответственно, чем меньше ферма, тем меньше ее шансы поучаствовать в переписи. Самые мелкие из них опрашиваются лишь раз в десять лет, когда проходит всеобщая перепись (последняя была в 2000 году). Это позволяет статистикам получать точные данные, сведя к минимуму число респондентов, необходимых для проведения исследования. Кстати, владельцы новых хозяйств получают анкету переписи сразу же после их создания Их ответы, а также оценка размеров фермы определяют периодичность отбора для участия в переписи в последующие годы.
Закон о сельскохозяйственной статистике 1979 года обязывает владельцев или арендаторов сельскохозяйственных угодий предоставлять определенную информацию, необходимую для подготовки сельскохозяйственной статистики. Документ предусматривает санкции для тех, кто не ответит на обращение. Осознанное игнорирование переписных мероприятий приводит к увеличению нагрузки по заполнению анкет на другие хозяйства. Количество уклонившихся принимается во внимание заранее, и поэтому для участия в переписи выбирается большее число хозяйств, чем это необходимо.
В законе зафиксировано, что переписные данные, содержащие информацию об индивидуальных хозяйствах, могут распространяться только с разрешения их владельцев. Это условие тщательно соблюдается. Перед публикацией результатов переписи внимательно отслеживают, чтобы в печать не попали сведения личного характера.