По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рынка онлайновой рекламы в 2005 г. приблизился к $60 млн, а его прирост за минувший год составил 71%. При этом данная цифра не учитывает информацию о брендах, выдаваемую поисковиками, то есть речь здесь идет только о банерной рекламе. По оценкам «Яндекс», учитывающим контекстную – в настоящий момент самую дешевую - рекламу, весь рекламный рынок в интернете в прошлом году составил порядка $100 млн.
«Аудитория Рунета представляет интерес для большинства рекламодателей, ориентирующихся на средний класс», – отмечают аналитики РБК в обзоре «Рекламный рынок России». Именно поэтому в 2005 г. в интернете чаще всего можно было увидеть рекламу сервисных, телекоммуникационных компаний, банков и услуг страхования, подчеркивают они.
«Бурный рост интернет-рекламы связан с тем, что рекламодатели только недавно начали понимать, что в интернете сейчас действительно большая аудитория. Крупные порталы по ежедневной аудитории уже давно обогнали любые газеты и даже радио. Интернет обладает двумя неоспоримыми преимуществами - измеримостью и управляемостью. Только интернет предоставляет такие возможности интерактива и внесения оперативных изменений. Кроме того, интернет - уникальный носитель, только через него рекламодатель может попасть к потребителю в рабочее время, - рассказал CNews руководитель пресс-службы компании «Яндекс» Михаил Ушаков.
«Российский рынок интернет-рекламы уже около трех лет по темпам роста заметно опережает другие сегменты рынка, - считает директор по развитию AdWatch Андрей Чернышев. – Интернет во многих случаях оказывается более эффективным медийным средством для размещения рекламы как по ценовым показателям, так и по своим потенциальным возможностям. Однако доля интернет-рекламы пока что невелика – около 1%. В то же время во многих европейских странах она составляет 3-4%». Как добавил г-н Чернышев, наиболее выгодной площадкой для рекламодателей остаются поисковики и почтовые службы.
По прогнозам AdWatch (по словам г-на Чернышева, они практически совпадают с оценками АКАР), в нынешнем году объем интернет-рекламы увеличится до $85 млн. «Мы ожидаем, что рынок контекстной рекламы удвоится. Что касается медийной рекламы, то в конце прошлого года явно увеличился интерес к интернету крупных агентств, так что и здесь рынок ожидает значительного роста, вплоть до удвоения. У российского рынка интернет-рекламы потенциал роста достаточно высок. Для сравнения - в США, по данным западных аналитиков, количество денег, потраченных рекламодателями за год на одного интернет-пользователя, превышает $120 долларов, а у нас эта цифра - всего около $5 на пользователя. То есть можно говорить, что у нашего рынка все еще впереди»,- заявил, в свою очередь, г-н Ушаков.
Если верить оценкам АКАР, объем всего рекламного рынка России превысил $5 млрд, увеличившись на 28% по сравнению с 2004 г. Также, как показывают исследования компании, по объемам рекламы в прошлом году (равно как и в предыдущие годы) лидирует телевидение - $2, 33 млрд при росте в 37%. Второе место в рейтинге заняли печатные СМИ ($1,390 млрд, 16%): журналы, газеты и рекламные издания. Здесь наибольший рост был отмечен на рынке журналов – 23%. Объем рекламного радио рынка пока что не так велик. В 2005 г. его рост составил 20%, а объем достиг $300 млн.
Новая редакция закона «О рекламе», ужесточающая требования к рекламе в любых СМИ, заметно скажется на общей картине всего рынка в целом, считают обозреватели рынка. Необходимо отметить, что реклама в Рунете на сегодняшний день остается наименее законодательно регламентированным и контролируемым сегментом отечественного рекламного рынка.