REGNUM: Владимир Анатольевич, позвольте начать с самого болезненного вопроса, который сейчас выводит людей на улицы, - тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Какие инструменты есть у Минрегиона для того, чтобы воздействовать на эту ситуацию?
Давайте начнем с ситуации в ЖКХ вообще.
Жилищно-коммунальное хозяйство всегда финансировалось по остаточному принципу. И чего греха таить, там накопилось столько сложных вопросов...
Сегодня ветхое жилье составляет 92 млн. квадратных метров. Износ инженерного оборудования достигает 60-70%. Еще 330 млн. квадратных метров - панельные дома первого поколения (так называемые хрущевки) где ремонт потребуется в ближайшее время. Безусловно, для решения этих проблем требуются колоссальные средства.
Абсолютно понятно, что по всем ныне действующим законам вопросами ЖКХ сегодня ведают местные органы власти. Центр, по логике вещей, кроме выработки федеральных законов, не должен заниматься жилищно-коммунальным хозяйством, - влезать в компетенцию местных органов власти. Но давайте честно скажем, всегда ли это им под силу? Мы, понимая всю сложность ситуации, готовим предложения по решению вопросов, связанных с реформированием жилищного хозяйства. Предлагаем ввести новые правила по софинансированию капитального ремонта всеми участниками процесса: субъектами, муниципалитетами, федеральным центром. Только необходимо определиться по доле капиталовложений. Кто, в каком объеме может и должен принимать участие.
Прежде всего, не думайте, что вся тяжесть будет переложена на плечи граждан. Разве граждане виноваты в том, что инженерная инфраструктура находится в таком состоянии? Технологии в инженерном жилищно-коммунальном хозяйстве - посмотрите, насколько они устарели. Посмотрите, сколько протестных акций происходит сейчас. Люди просто не понимают, чего от них хотят, и каким образом будут решаться задачи.
Неслучайно в конце прошлого года был принят 184-й закон, который ограничил рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Коридор на этот год установлен в среднем в 20%, в прошлом году, как вы помните, рост тарифов составил 32,6%. Наша задача - вместе с Федеральной службой по тарифам работать в рамках этого коридора и самое главное - помогать местным властям.
Сейчас мы готовим закон о финансовом оздоровлении отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Долгов там накопилось более 360 млрд. рублей. Мы готовим предложения по реформированию структур, которые занимаются оказанием коммунальных услуг, потому что если оставить их в нынешнем виде, долги будут продолжать накапливаться.
Мы готовим предложения по переводу всех льгот и компенсаций на персонифицированные счета граждан для того, чтобы граждане сами контролировали потоки средств, выделяемых на это, и понимали, что от этого зависит качество услуг. Цена вопроса в данном случае составляет более 110 млрд. рублей и зачастую эти средства не доходят до тех, кто должен их получать.
Сейчас у нас практически отсутствует договорная система между всеми сторонами, причастными к системе ЖКХ - между жителями и коммунальными структурами, между коммунальщиками и поставщиками услуг, между ними и муниципалитетами. Получается, что никто не берет на себя никаких обязательств.
Мы намерены подготовить предложения по изменению порядка расчетов оплаты за лифт. Сейчас плата за лифт взимается, исходя из количества квадратных метров. Мы думаем, что правильно рассчитывать эту плату от количества проживающих, потому что не "квадратные метры" ездят в лифте. То же самое по оплате услуг по теплоснабжению. Мы предлагаем исчислять плату не от квадратных метров, а от кубометров помещения, потому что в разных квартирах потолки разной высоты, и есть разница в отоплении квартиры с потолками 2,5 метра и 6 метров. Возможно, кто-то будет такой нормой недоволен, но, по крайней мере, это справедливо.
REGNUM: Сейчас все внимание приковано к национальному проекту в жилищной сфере. Впервые государство заявило о намерении принять системные меры для того, чтобы решительно переломить ситуацию с обеспечением населения жильем, выделяются средства, составляются планы мероприятий...
Сейчас в реализации национального проекта наступает этап работы на местах. У нас есть четкое понимание, что развитие не должно ограничиваться Москвой и Петербургом, где сейчас идет основной объем строительства. Россия большая, и важно, чтобы стройка шла и на других территориях.
Мы, со своей стороны, сделали уже не мало - в конце прошлого года принята новая версия Федеральной целевой программы "Жилище", в рамках которой именно на местах должны реализовываться четыре подпрограммы.
Первая предполагает поддержку тех людей, которым государство по закону обязано предоставить жилье. Это военнослужащие, уволенные и увольняемые в запас, переселенцы с "северов", где закрываются целые поселки, военнослужащие, выезжающие с Байконура, ликвидаторы последствий радиационных аварий на комбинате "Маяк" и на Чернобыльской АЭС. В общей сложности, до 2010 года должны получить жилье 133 тыс. семей. Эта подпрограмма осуществляется через государственные жилищные сертификаты. Сейчас финансирование по ней уже открыто, и ничто не мешает субъектам активно работать по этому направлению. С начала года уже перечислено около 3,5 млрд. рублей.
Единственное, что осложняет дело, это уточнение списков тех, кто имеет право на получение жилья. С 1990 года не было инвентаризации очереди, потому сейчас нужно эти списки внимательно пересмотреть. Может быть, кого-то уже нет в живых, а он все продолжает числиться очередником. В качестве примера приведу Ростовскую область, где первоначально список составлял 96 тыс. человек, а в уточненном списке оказалось только 46 тыс. человек. Я не хочу утверждать, что разница в два раза обнаружится по стране в целом, но уточнение, несомненно будет.
REGNUM: Какие-то регионы уже представили уточненные списки?
На сегодня все регионы уже должны были подготовить и направить в Росстрой достоверные списки граждан для предоставления им субсидий в форме государственных жилищных сертификатов. Общее количество людей, задействованных в этой подпрограмме, составляет 708 тыс. человек.
Росстрой по определенным параметрам проверяет эти списки, но при этом по-прежнему обнаруживается недостоверная информация. 6 субъектов Российской Федерации (Республика Коми, Ленинградская область, Таймырский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский автономные округа) предоставили неполную информацию, как правило, только по одной из категорий.
REGNUM: А как обстоит дело с обеспечением жильем молодых семей?
Это вторая подпрограмма. Речь идет о той части молодежи, которая нуждается в социальной поддержке. До конца 2010 года жильем должно быть обеспечено 180 тыс. молодых семей. Имеются в виду супруги в возрасте до 30 лет на момент включения в программу, или, допустим, один молодой родитель с ребенком. Стоимость квартиры будет определяться, исходя из норматива и стоимости квадратного метра не выше принятой для данной территории. При этом 40 процентов стоимости будет предоставляться безвозмездно - 10% из федерального и еще 30% из местного бюджета. Это деньги на первый взнос.
Молодая семья, получая эти деньги, оформляет кредит, въезжает в квартиру и начинает выплачивать кредит. По нашему расчету, молодая семья из двух человек с совокупным доходом 13-15 тыс. рублей, оформив кредит на 27 лет на покупку двухкомнатной квартиры по норме 42 квадратных метра, должна будет выплачивать по 3 тыс. рублей в месяц. Да, это сложно, потому что надо еще оплачивать коммунальные услуги, тратить деньги на питание, одежду и т.п., но в этом случае молодая семья будет особенно заинтересована в увеличегии своего заработка, чтобы ускорить выплату кредита.
Сейчас в рамках этой подпрограммы мы набираем первую очередь на получение жилья уже в 2006 - 2007 годах. Но и здесь опять проблема - 11 регионов не предоставили списки. Это Хабаровский край, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Саха, Ненецкий, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Корякский, Чукотский автономные округа, Мурманская область, Москва и Московская область.
REGNUM: Эта программа коснется только молодых семей, получающих квартиры в многоквартирных домах?
Это коснется всех молодых семей, состоящих на учете, в городах и поселках. Что касается строительства индивидуальных домов в сельской местности, то оно предусмотрено отдельной программой, которая идет по линии Министерства сельского хозяйства. По ней, до 2010 года 70 тыс. молодых сельских специалистов - учителей, врачей, аграриев, получат поддержку государства, причем эта поддержка составит уже 90% стоимости жилья (из федерального бюджета 30%, местные бюджеты - 40% и 20% из бюджета хозяйствующей организации, где работают эти специалисты).
И, наконец, надо назвать две главные подпрограммы, направленные на увеличение объемов жилищного строительства в целом. Обе они носят рыночный характер. Это модернизация жилищно-коммунального оборудования и инженерная подготовка территорий под застройку.
Первая из них основывается на государственных капитальных вложениях, то есть на прямом финансировании с привлечением бизнеса и муниципалитетов. Программа на 2006 год уже определена и заложена в бюджет, и на данный момент нет никаких препятствий для реализации таких проектов. Предстоит проведение конкурсов уже на программу 2007 года.
Что касается инженерной подготовки территории, то смысл ее заключается в том, что государство и местные власти дают государственные гарантии структуре, которая будет осуществлять саму подготовку.
Очень важны меры по развитию ипотечного кредитования. Год от года объемы ипотечного кредитования растут, однако не тем темпом как хотелось бы. Если в 2004 году было выдано 46 тыс. кредитов, то к 2010 году нужно увеличить их число до миллиона в год. Если в 2005 году в виде госгарантий на ипотечное кредитование в бюджете было заложено 20 млрд. рублей, то к 2010 году эта цифра достигнет 415 миллиардов.
В целом национальный проект и, в частности, ФЦП "Жилище" сложны, как по исполнению, так и по подготовке документов. Основные базовые постановления Правительства уже приняты, сейчас за Минрегионом остаются пять постановлений, два из которых уже находятся в Правительстве, и по трем заканчивается процедура согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами, и они вот-вот будут также направлены в Правительство.
Но хочу подчеркнуть, что отсутствие этих пяти постановлений не мешает регионам готовиться и реализовывать национальный проект.
Сейчас Федеральная целевая программа находится в свободном доступе, чтобы любой гражданин мог ознакомиться с ней, как и с другими документами, включая даже проекты еще не принятых постановлений, которые субъекты могут брать за основу для разработки своих документов. Все это вывешено на сайтах Минрегиона, Росстроя и на специальном сайте Rost.Ru, принадлежащем Совету при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов. Мало того - многие положения Градостроительного и Жилищного кодексов являются нормами прямого действия, на основе которых можно принимать решения на местах.
Дело за субъектами Федерации. На сегодня каждому субъекту надлежит представить на согласование в Минрегион региональный план-график реализации нацпроекта. Никаких федеральных правовых актов для их разработки не требуется. Типовой план-график, включающий финансовые, административные, законодательные, организационные, информационные меры, министерство разработало еще в феврале, и он тоже вывешен на сайте. Но пока такие планы-графики сдали только 49 субъектов - это очень мало, причем некоторые планы еще нужно серьезно дорабатывать. В частности, в планах большинства субъектов не закладываются меры по повышению платежеспособности населения.
Кроме того, субъекты должны заключить с Минрегионом соглашение о реализации национального проекта, в котором указываются целевые показатели по каждому направлению - по объему жилья, по обеспечению молодых семей и т.д. На сегодня таких соглашений заключено 83 и еще 5 субъектов остаются неохваченными.
И еще - на сегодня регионы должны подготовить и направить в Росстрой проекты для участия в подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства", но заявились пока только 66 субъектов. Подано 209 проектов, но объективно можно сказать, что работать можно с двумя-тремя десятками из них. Все остальное - лишь декларации о намерениях или "размышления на тему" без технико-экономического обоснования, без финансового обоснования, без определения конечных результатов... Сейчас Росстрой дорабатывает эти проекты со специалистами из регионов, проводятся совещания с субъектами по федеральным округам, где разбираются узкие технические вопросы. Вопрос в том, как сами субъекты относятся к этому, кого командируют на совещания.
А между тем уже к 7 апреля субъекты должны были представить первую квартальную отчетность о том, что сделано в рамках реализации национального проекта.
REGNUM: Какие субъекты Федерации, по вашему мнению, находятся на высоком уровне проектной культуры, а какие отстают?
Как ни странно это может показаться, это субъекты не центрального значения. Наиболее проработанные проекты представили: Самарская область, Новосибирская область, Краснодарский край. Плохо проработали проекты Курская и Псковская области, Республика Марий Эл. Работы по территориальному планированию наиболее полно проведены в Чувашской Республике, Тюменской области, Хабаровском крае. Плохо обстоят дела в этом отношении в Архангельской, Мурманской, Камчатской области, Алтайском крае, Туве, Калмыкии.
Понимаете, изначально все субъекты Федерации находились в одинаковых условиях, все начали работу одновременно - после того, как 5 сентября Президент объявил о национальных проектах. Но некоторые пошли вперед очень быстро, понимая, что можно действовать самостоятельно, выдвигать идеи, учитывающие специфику конкретных субъектов, а другие - нет.
В реализации нацпроекта огромная роль принадлежит именно главе субъекта как лидеру, человеку, способному мыслить стратегически и принимать решения. Многое зависит от профессионализма и сплоченности его "команды".
REGNUM: Учитывая, что все большую долю губернаторского корпуса составляют назначенные, а не избранные главы регионов, какова их мера ответственности за реализацию национальных проектов?
Если через год выяснится, что те или иные главы регионов провалили эту работу, меры будут адекватными.
Мы единое государство, состоящее из 88 субъектов, равных в своих правах и обязанностях. И те задачи, которые озвучивает глава нашего государства, едины для всех - как для федерального уровня власти, так и для уровня власти субъекта Федерации, для муниципалитета, а также для граждан, с точки зрения контроля и предъявления требований к местным властям.
Мы живем в России, с теми проблемами, которые копились годами, и от них нельзя избавиться в одночасье, но нельзя, ссылаясь на это, сидеть сложа руки. Разве плоха задача, которую обозначил глава государства - повысить уровень жизни россиян? Я думаю, самый яростный критик не будет с этим спорить. Но у нас любят рассуждать на эту тему, при том, что многие забывают, что надо работать и сейчас наступил период практических действий.
Федеральный центр сделал большую часть работы по национальному проекту, деньги готовы, но они будут выделяться не просто так, а только под конкретные прозрачные проекты.
REGNUM: Строительная отрасль обладает замечательным свойством - в случае активного развития она становится паровозом экономики...
Хотелось бы почаще слышать об этом. Да, это действительно так. Любое новое рабочее место в строительстве создает 8-10 новых мест в других отраслях. Поэтому развитие строительства это рост занятости, хорошая заработная плата, оживление экономики в целом, а значит появление все новых участников в жилищной программе.
Реализация национального проекта невозможна без развития сопутствующих отраслей. Безусловно, необходимо обращать внимание на промышленность строительных материалов. Если там происходит сбой, то это отражается на стоимости квадратных метров, поэтому мы готовим сейчас предложения, как развивать промышленность строительных материалов. Это делается не для того, чтобы "переставлять ноги" бизнесу, наша задача - решить ряд вопросов для его поддержки. Речь идет, прежде всего, об использовании местных строительных материалов, в том числе местных пиломатериалов в лесных регионах для строительства жилья в небольших городах и населенных пунктах.
Это дело субъектов Федерации - на местах определяться, какие производства создавать. Скажем, если есть залежи песка или щебня, надо организовывать карьеры, а если такое производство уже есть, - думать о том, чтобы производить на основе этого материала готовые блоки и панели для индустриального домостроения.
По общим показателям, на сегодняшний день у нас достаточно и цемента, и кирпича, и стекла, и других материалов, чтобы вводить запланированное количество жилья ближайшие два года. Но уже через два года могут возникнуть проблемы с цементом, если мы уже сейчас не будем заботиться о развитии цементной промышленности. Имеющиеся производственные мощности изношены примерно на 70%, в стране всего два-три современных цементных комбината, остальные придется модернизировать. Для этого потребуются колоссальные затраты. То же касается строительных механизмов и тяжелой техники. Сегодня проблем нет, но, начиная с 2009 года, начнется списание более 40% башенных кранов - надо это осознавать. Больше их использовать будет нельзя.
Еще одна очень больная проблема - генеральные планы, которые на многих территориях просто не существуют. Территориальные планы развития по районам необходимы, чтобы представлять себе перспективу строительного производства. Однако пока средства на подготовку генеральных планов даже не закладываются в бюджеты. Сказывается и недостаток проектных мощностей. За последние годы исчезло множество проектных организаций, и если сегодня кажется, что бить тревогу на эту тему не надо, то если субъекты начнут в массовом порядке заказывать генеральные планы, то существующие проектные организации с этим просто не справятся.
По данным ведущих градостроительных институтов, за последние 5 лет в Российской Федерации были разработаны порядка 130 генпланов городов (в том числе более 50 - для городов с населением свыше 100 000 человек). Утверждено из разработанных менее 5%. Сейчас в разработке около 80 генпланов.
Наиболее полно работы по территориальному планированию проведены в республиках Чувашия и Чечня, Ямало-Ненецком АО, Московской, Ленинградской, Тюменской областях, Хабаровском, Краснодарском краях. Хуже всего обстоят дела в Архангельской, Мурманской, Камчатской областях, Алтайском крае, республиках Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской, Тыва, Калмыкия.
Что касается трудовых ресурсов для строительной отрасли, то и тут все непросто. Вы знаете, какая у нас демографическая ситуация, ежегодно мы теряем до миллиона человек. Возникает вопрос - как использовать миграцию, куда направлять миграционные потоки? И список проблем, которые вскрываются в связи с реализацией национального проекта, можно продолжать.
Проблемы есть и будут. Но это не дает ни кому право - ни нам, ни главам субъектов и муниципалитетов бездействовать или "разводить демагогию".
REGNUM: Можно ли рассматривать национальный проект по жилью в качестве инструмента развития экономики отдельных регионов?
Безусловно, но нельзя говорить, скажем, об активном строительстве жилья в таких регионах как Корякия. Здесь стоит другая задача - определить минимум населения, которое должно там находиться, и создать этим людям такие условия, чтобы они могли комфортно жить в особо сложных климатических условиях. Речь идет прежде всего о местном населении. А что касается тех, кто приехал в этот регион на временную работу, но остался там по причинам экономического характера, безусловно, нужно строить жилье в более благоприятных районах, например, на юге Камчатки.
REGNUM: Есть один субъект Федерации, где ситуация с жильем особенно тяжела, это Чеченская Республика.
Чеченская Республика участвует в национальном проекте в рамках отдельной программы "Восстановление экономики Чеченской республики". Сейчас уже разработана программа на текущий и следующий год, подготовлена проектная документация и в мае-июне начнется активная расчистка города Грозного от завалов и полуразрушенных зданий. Этим будут заниматься специальные подразделения на базе военных организаций. Уже есть ряд проектов по застройке Грозного - готовых, уже прошедших экспертизу.
Кроме того, в Чечне ведется активное индивидуальное жилищное строительство людьми, которым выплачена компенсация за потерянное жилье. Появляется и строительный бизнес.
Те, кто бывают в Чечне и вообще в республиках Северного Кавказа, видят, какая огромная стройка индивидуального жилья идет там.
REGNUM: Сейчас национальный проект находится только на старте. А какие очевидные для населения критерии существуют для того, чтобы через год-два оценить его эффективность?
Количество крутящихся башенных кранов, количество поднимающихся новых домов, количество квадратных метров на выходе, количество людей, которые улучшили свои жилищные условия. Это самый объективный критерий. Здесь ничего приписать нельзя.