Во имя отца и Сына и Святого Духа!
"Аще убо воскресуете со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога седя"
(Кол. 3,1)
Дорогие братья и сестры! С преславным и совершенно дивным воскресением Христа из мертвых, - Первенца новой и вечно-обновленной жизни, чудом и силой Божией раз и навсегда победно отнята от людей, угнетенных ужасом смерти, адская печаль и раздирающая скорбь о ней. "Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, - учит апостол Павел, - тако Христом избыточествует и утешение наше" (2 Кор. 5,6).
Что же это за необычное события для мира? Какое ближайшее к нам значение теперь имеет оно, к нашей будничной и бедной добром жизни?
Древний мир знал и видел творения Божии. Но не ведал и не представлял до конца их назначения и цели в предвечных планах своего Творца Бога, что и блестяще выразилось в премирном событии Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Бога славы и любви, открывшего для всех совершенный мир бытия, не имеющий пятен греха и зла, стирающий собою все земные и тленные грани времени, дробящие человечество, как стекло.
На бренной и омраченной земле воскресший Христос водружает Церковь Свою как отсвет неба и самого Царства славы, дышащую совсем иной жизнью - жизнью любви, непонятой первыми людьми, состоящей в жертвенности, полной отданности, посвященности друг другу, между любящим и любимым. "Так бо возлюбих Бог мир, яко и сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онъ, не погибнет, но имать живот вечный" (Ин. 3,16). Иначе жизнь не объяснить, тем более ее спасение от смерти, где ответствовать ей, как свихнувшейся, надо сугубо перед Истиной.
Из Евангелия мы узнаем о Христовой любви, не сломившейся ни перед какими земными испытаниями, начиная с Вифлеемских яслей, не говоря уже о Голгофских страданиях и самой смерти ее Источника, Богочеловека Христа, но только умножившейся в силах и подлинно спасшей человека. Действительно, не громы и молнии Всемирного Потопа, не страшные и смертельные огни Содома и Гоморры потрясли и изменили падшую природу человека, а неизмеримая, как океан, жертвенная любовь Христа Спасителя к Своему созданию, делу рук Своих, показавшему в том некие чувства своего раскаяния.
При этом правда Божия не исчезла, но утвердила вечную истину бытия, положив суд свой в деяниях любви. Не только спасение от смерти, но и совершенство его по образу и подобию Божию воссияло в делах любви, коему не стало предела.
Урок здесь для нас, как празднующих Пасху Христову, совершенно определенный - не доверять себе и людям более, чем Богу, своему Творцу и Спасителю, вечному Благодетелю, но разумно устроять свою земную жизнь, преподанную Им, дабы она стала ступенью к небесной, бессмертной и, конечно, блаженной и радостной, коей живут ангелы и святые, удостоенные этой награды от своего Жизнодавца. "Оставайся твердым в благочестии, - учит святой Иоанн Златоуст, - чтобы изменить все к лучшему" (Твор., т. XII). Говорим о ценности дел любви и милосердия, венчающих нас здесь радостию бытия, несмотря на все превратности мира, и бесконечно там, в будущей жизни как всесвятом пространстве любви.
Сорадуясь с вами в этот пасхальный день и совосклицая "Христос Воскресе!", приношу всем моим сослужителям, братьям и сестрам, моим соотечественникам и согражданам сердечные поздравления и братские приветствия с "праздником из праздников, торжеством из торжеств" как новое укрепление наших сил души для дальнейших добрых и славных свершений на благо Церкви и Отечества!
Божией милостию смиренный Евлогий,
Архиепископ Владимирский и Суздальский.
Град Владимир, Пасха Христова 2006.