Наш край богат многочисленными строениями известных зодчих. Только мы, привыкшие к затрапезному виду этих зданий, никогда не задумывались об их создателях. А задуматься давно пора. Весьма скоро эти постройки могут исчезнуть с лица земли, уж тогда-то точно, вопросы просто не будут возникать. Как много наши нелюбознательные и жители, и владельцы зданий, и власти теряют при этом - ведь целый туристический маршрут можно проложить только по памятникам архитектуры, особенно богато представленной - промышленной архитектуры. Но это просто предисловие.
Главное, о чем хочу напомнить - это юбилей, пусть не очень круглый - всего 160-летие Троицко-Александровской мануфактуры, когда-то чуть ли не столицы ситцевой Российской империи. Да, именно ситцевой. Историки шутя называли наш империализм ситцевым...Создавался он в деревенских светелках, а затем обосновался на фабриках. Фабричек было много, спрос рынка на хлопчатобумажную ткань, хотя и не очень качественную по сравнению с льняной, но дешевую, все возрастал. Монополистами по производству и крашению бумажных тканей в Александровском уезде были две семьи: Зубовы и Барановы. Именно спрос на прославившуюся стойким цветом хлопчатобумажную ткань позволил знаменитому купцу Ивану Федоровичу Баранову в складчину со Степаном Ивановичем Зубовым (мужем сестры Баранова) расширить производство за счет строительства новой фабрики на прикупленной возле деревни Карабаново земле. В 1846 году на берегу реки Серой выросла фабрика, состоявшая из нескольких деревянных построек. Выпускала она популярные у женщин платки и рубашечную ткань. За отличное качество тканей владельцы были удостоены права изображения на клейме государственного герба. Спрос на текстиль позволил Барановым снова расширить производство и приступить к строительству и оснащению совершенных по технологии того времени предприятий. Фамилия Барановых стала известна далеко за пределами нашей губернии и Центральной России. В деловых кругах они слыли предприимчивыми, деловыми и богатыми фабрикантами, братья основали товарищество на вере Торговый дом "А.И А.И.Барановы". Барановы были в родстве с Мамонтовыми, а через них и с братьями Третьяковыми. Думаю, что именно близкая связь с Мамонтовыми и Третьяковыми помогла привлечь к проектированию новых зданий для фабрики архитектора А.С. Каминского (он был женат на сестре П.М. Третьякова). Не располагая соответствующими документами, могу сослаться на переписку сестры Барановых Елизаветы Ивановны с Верой Мамонтовой (женой П.М. Третьякова), где часто упоминаются Каминские, гостящие у Барановых, но не только как хорошие знакомые. Алексей Степанович Каминский приглашался как архитектор, производящий постройки на фабрике в начале 60-х годов. Сестра П.М. Третьякова, собираясь выйти замуж за Каминского в 1862 году, пишет брату, что Алексей Степанович откладывал объяснение с Павлом Михайловичем до тех пор, покуда не получит работу у Барановых. Каминский не сразу приобрел известность и, не имея верного заработка, ждал определенного заказа, чтобы сделать предложение любимой девушке из богатой семьи. Первой познакомилась с Каминским Елизавета Ивановна, когда путешествовала с мужем по Италии. Вероятнее всего именно благодаря ей в Александрове состоялось знакомство братьев с молодым архитектором, который вскоре получил так необходимый ему крупный заказ на проектирование и строительство предприятий в Карабанове. Можно их и перечислить: главная контора, солильный корпус, прядильный корпус, литейно-механическая мастерская, "английский" дом для служащих, дома для служащих по ул. Чулкова (№№1 и 8). Возможно, что Каминский проектировал и другие здания, но они или не были построены, или давно снесены. Во всяком случае, память об этом архитекторе в Карабанове должна быть связана именно с историей и предприятия, и самих основателей могущественной мануфактуры. Может быть, именно благодаря проектированию промышленных предприятий для Барановых Каминский приобрел славу хорошего архитектора (например, им перестроено знаменитое здание Московской биржи на ул. Ильинке). В связи с изложенным, считаю необходимым исправить неверные сведения о проектировании в 1860-х годах комплекса промышленных зданий в Карабанове под руководством архитектора Артлебена. Этот замечательный архитектор привлекался Барановыми к проектированию, но здания Троицкой церкви на Церковной горе в конце 1870-х годов, а не промышленных зданий. Николай Андреевич Артлебен с 1857 до 1882 года исполнял обязанности Владимирского епархиального архитектора и проектированием промышленных зданий в 1860-е годы заниматься не мог.
Надеюсь, приведенная короткая информация из истории Троицко-Александровской мануфактуры вызовет отклик у людей, занимающихся местным туризмом, и сюда будет проложена не одна тропа для увлеченных родной историей и культурой людей.
В. БОРАВСКАЯ.