У вас Событие - ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок.
Это естественно, поскольку каждый маленький человек - неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами - так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.
Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? Необходима "кровная" заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового (по каждому предмету в отдельности) узнал он сегодня. Желательно поддерживать интерес к учебе, перенося новые знания ребенка на повседневную жизнь. И конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего отпрыска. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми (хорошими).
О вреде длительного просмотра телевизионных передач, игры "в компьютер" знают все от мала до велика. Можно сделать эту неотъемлемую и любимую практически всеми детьми часть нашей жизни способом поощрения за успехи и достижения.
Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество "ученик", необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьезному шагу ребенка ("Ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьезные обязанности"). Конечно, ваше дитя будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на "взросление".
У каждой личности должно быть свое пространство. Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место - письменный стол, где он будет заниматься своим серьезным делом - учиться. Это хорошо и с точки зрения соблюдения правил гигиены - правильная посадка, позволяющая сохранить осанку, необходимое освещение.
Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Длительным написанием палочек и крючочков можно надолго отбить охоту к учебе.
Еще всем родителям нелишне знать, что все мы грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим чадам. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы им ставим. Бесспорно, проще стучать кулаком по столу и требовать: "Учись хорошо, слушай учительницу!" Гораздо сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.
Не пугайте ребенка школой и учителями. Поддержите в нем стремление стать школьником и желании добиться успеха.
Научите ребенка делиться своими проблемами и радостями, причем, не только с Вами, но и с учителями. Постоянно говорите с ребенком, обсуждайте все его проблемы и вопросы. Помимо эмоциональной близости это приводит и к развитию речи - залогу хорошей учебы.
Помните, ребенок - это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.
Быть родителем - особое искусство. Хочется пожелать родителям будущих первоклассников терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей.
КАК ПРАВИЛЬНО СОБРАТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛУ
ЗНАЕТ НЕ КАЖДЫЙ ВЗРОСЛЫЙ
Пустой ранец не должен быть тяжелым: детям можно носить груз, не превышающий 10% собственного веса, таким образом, пустой ранец должен весить 500-800 грамм.
Чтобы детей хорошо было видно на дороге, желательно купить ранец, на передней стороне которого, по бокам и на ремнях имеются светоотражающие значки - дополнительная защита на дорогах.
У ранца обязательно должна быть твердая спинка. Только ее наличие может обеспечить правильную осанку малыша. При этом не забудьте, что ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребенка, а высота должна быть не более 30 см.
Ранцы должны быть удобными: сумка не должна давить, ремни не должны врезаться или впиваться в плечи.
Ранец должен быть снабжен удобными мягкими лямками, равномерно распределяющими груз. Лямки и ремешки должны обязательно регулироваться с тем, чтобы ранец одинаково удобно надевался и на легкое платье, и на пуховую куртку.
Хороший ранец должен иметь несколько отделений и карманов - тогда ребенок сможет аккуратно, в определенном порядке раскладывать свое богатство.
Все швы - внутренние и внешние - на ранцах и пеналах должны быть тщательно обработаны, в противном случае порезов на руках не избежать.
Не рекомендуется сильно нагружать рюкзак. Тяжелые рюкзаки при неправильном ношении могут испортить осанку ребенка.
Необходимо позаботится и об обуви ребенка. Помните, что обувь должна быть удобной, высота каблука 5-10 мм, высота платформы 3,8-4,3 мм для кожи и 4,5-5,0 мм для пористой резины. Обувь должна быть кожаной, с достаточно гибкой подошвой и обязательно с жестким задником.
ЗА ДЕНЬ МЫ УСТАЛИ ОЧЕНЬ...
Многие родители забывают о важности режима дня во время адаптации первоклассника к школе. А ведь четкий режим дня позволяет детскому организму полноценно отдохнуть, и соответственно полноценно учиться.
После школы первокласснику очень желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Обязательно надо выделить ребенку определенное время для подвижных игр, прогулки и подготовки домашнего задания. Только нужно помнить, что домашнее задание вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня, а это обязательно скажется на качестве работы - описки, помарки, просто неверные ответы будут кочевать из тетрадки в тетрадку. Лучше, чтобы ребенок делал уроки в середине дня.
Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера, а поднять утром так, чтобы дитя успело позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока в школе.
Полноценно отдохнуть за ночь можно только на кровати с хорошим ортопедическим матрасом. А не на тахте, диване или раскладушке. Родители иногда преуменьшают важность правильного матраса и считают, что это удел богатых и является простым капризом. Однако спина у ребенка одна, а поскольку во сне мы проводим треть жизни, то влияние "ортопедичности" матраса не стоит недооценивать.
ШКОЛЬНАЯ "ЛОМКА"
Шестилетний возраст - период психологического кризиса: возросшие интеллектуальные возможности, с которыми вроде бы учиться, учиться и учиться, ребенок пока может удовлетворить лишь специфическими дошкольными способами - в форме игры. Усадив его за парту, взрослые создают почву для неблагоприятных учебных ситуаций.
Ситуация № 1 - дошкольно-игровая. Самая типичная для шестилеток. Школьный кодекс правил поведения такие малыши (их в каждом классе набирается примерно 25%) отвергают с ходу, взамен устанавливая свой собственный - игровой. Ошибок они совершенно не замечают. А если учитель укажет, ответят, что так, с ошибкой, даже лучше. Могут вставать в середине урока и ходить по классу. Или затеять игры с соседом по парте - что называется, "выпасть" из урока.
Шестилетки не выносят жесткой дисциплины и воспринимают учебу как игру, поэтому заниматься с ними лучше в игровой форме.
Замечания, одергивания, наказания на таких детей не действуют. А если педагог ужесточает репрессии, перед ребенком одновременно открываются 3 перспективы: попасть в злостные "хулиганы", "незнайки" или на прием к невропатологу. У семилетних мальчиков и девочек эти проблемы возникают значительно реже.
Ваши действия. Отдавая в первый класс ребенка, которому еще нет 7 лет, обязательно поинтересуйтесь, владеет ли учитель методикой дидактических игр (игровых форм обучения), и обеспечьте малышу возможность играть дома, тогда он меньше будет отвлекаться на уроках!
Ситуация № 2 - коммуникативная. Это установка на общение, которую ребенок переносит в школу из домашних отношений. Тогда в учителе, так же как в маме, бабушке или любом другом взрослом, он видит прежде всего собеседника и совершенно не воспринимает его как педагога. К заданию приступает только после персонального обращения, а стоит учителю выйти из класса, сразу же бросает работу. И чего только не изобретает, чтобы привлечь к себе внимание!
Может перебить вопросом не по теме (ведь интереса к содержанию учебы еще нет), раскапризничаться, наябедничать на одноклассника, напрашиваясь на жалость и одобрение. Дружба с другими детьми у "коммуникативного" ребенка никак не клеится, да он и не нуждается в ней (один из важнейших признаков подобной ситуации). Зато если взрослый не замечает его попыток выделиться или, хуже того, наказывает за них, поведение становится все более вызывающим, реакции - негативными.
Помочь ребенку преодолеть кризис можно лишь уяснив, что корень проблемы - в малолетстве, наложившемся на определенные личностные особенности, плюс дефицит внимания в семье. Как правило, такого рода сложности возникают у домашних малышей, чье воспитание загруженные работой родители перепоручили бабушкам, а также после появления младшего братика или сестрички. Если это радостное событие пришлось на шестилетний возраст старшего ребенка, дождитесь, когда ему исполнится 7 полных лет, и только тогда отдавайте в школу.
Ваши действия. Больше общайтесь с ребенком дома, помогите найти друзей для игр, запишите в театральный или танцевальный кружок, на занятия художественным словом - короче говоря, туда, где он сможет реализовать потребность выделиться, быть на виду.
Ситуация № 3 - предучебная. Отдавая ребенка в школу в неполные 7 лет, родители на полшага опередили события. Такой первоклассник уже готов выполнять посильные задания, но лишь в присутствии учителя, задача имеет смысл лишь постольку, поскольку предложена учителем: авторитет педагога абсолютен. Причем любая задача - и та, что в учебнике, и просьба полить цветы. А дома этот первоклашка не принимает никаких советов мамы. Ведь она, образно говоря, не "член клуба", то есть находится за пределами учебной ситуации и в понимании ребенка не имеет права вмешиваться в дела, связанные со школой.
Ваши действия. Не обижайтесь на такое отношение. Оставьте все как есть. Наблюдайте! Это прощальный "привет" возрастного кризиса.
КАК СОХРАНИТЬ ЗРЕНИЕ
Чтобы сохранить зрение, обязательно давайте ребенку морковь, щавель, зеленый лук, красный перец, помидоры, яблоки, абрикосы, рыбий жир. Все эти продукты содержат ацетат, или витамин А. Нехватка этого витамина в рационе первоклассника грозит близорукостью, так как его зрительный аппарат испытывает колоссальные перегрузки. Подкладывая на стол ярко-зелёные или красные плоды, вы сможете защитить зрение своего ребёнка. Помните, что витамин А относится к группе так называемых жирорастворимых витаминов, поэтому он усваивается лучше и быстрее, если овощи, содержащие этот витамин, будут попадать в организм в сочетании с чем-нибудь жирным.
КАК ПОМОЧЬ МОЗГУ?
Чтобы помочь мозгу ребёнка, используйте такие продукты, как нежирный творог, треска, печень, горох, овсяная крупа, рис, яйца, соя. В них много холина - витаминообразного вещества (природного нейромедиатора), заставляющего нервные клетки проводить через себя нервные импульсы. Именно эта функция делает наш мозг думающим, запоминающим и воспроизводящим "устройством" нашего организма.
А такие продукты, как сливочное масло, сыр, свинина и свиное сало, мозг, сердце, рыба, молоко, жизненно необходимы растущему и быстро развивающемуся мозгу первоклассника, потому что все они содержат холестерин. Последние годы много говорят о его вреде, и у большинства людей уже сложилось впечатление, что холестерин - это настоящий яд для нашего организма. Но это не так! О его важности можно судить только по одному факту - человеческий мозг почти полностью состоит из холестерина (15%) и воды (80%). Поэтому помните: вреден не сам холестерин, а его избыток.
Очень полезны для нормальной работы нервной системы такие продукты, как нежирная говядина, мясо птицы, твёрдые сыры, креветки и крабы. В них много цинка, который также напрямую влияет на оперативную память и способность к воспроизведению заученного. Первоклассники впервые сталкиваются с необходимостью быстро вспомнить усвоенный материал, поэтому для них особенно важно, чтобы память выдавала информацию безотказно и по первому требованию, как хороший компьютер.
Чтобы поддерживать силы первоклассника, рекомендуем готовить блюда, используя рис, манную и гречневую крупы, картофель, виноград, арбуз, капусту, сахар. Это основные поставщики углеводов, которые в свою очередь являются главными источниками энергии. Именно благодаря углеводам ноги будут быстрее бегать, а мышцы спины надёжно поддерживать позвоночник в нужном положении.
Соя, сыры, рыба, горох, фасоль, хлеб, молоко, творог содержат большое количество белков. Для растущего организма ребёнка белки нужны как воздух. Они - незаменимая часть питания. Белок нужен мышцам для их роста. Это строительный материал, из которого создаются все клетки нашего организма.
Особое внимание обратите на потребление йода вашим ребёнком. Йод в его организме перерабатывается щитовидной железой в жизненно важные гормоны.
И последнее. Продумывая наиболее рациональное и здоровое меню для первоклассника, не забывайте о сочетаемости продуктов. Ведь только правильная сочетаемость обеспечивает быстрое переваривание пищи и полное её усвоение. Молочные и мясные продукты наиболее благоприятно сочетаются со злаковыми и крупами.
Страницу подготовила Л. СЕРГЕЕВА.