Со 2 ноября т.г. письменные и устные обращения граждан в органы власти и должностным лицам будут рассматриваться по новому федеральному закону. Он называется "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Закон закрепил единые правила рассмотрения обращений государственными органами и органами местного самоуправления, учитывающие современные реалии.
Последние пять лет на территории области действовал областной закон № 34-ОЗ "Об обращениях граждан". Новый федеральный закон является законодательным актом прямого действия, поэтому решением Законодательного Собрания областной закон утрачивает силу 2 ноября т.г.
Закон содержит немалое количество новаций. Однако мы считаем, что в первую очередь он является юридическим оформлением многолетней практики работы с обращениями граждан. Практики, осмысленной на современном уровне общественного развития и государственного устройства.
На первый план сегодня выходят вопросы улучшения качества работы органов власти и должностных лиц, дальнейшего повышения ее эффективности, выработки и применения единых подходов к оценке получаемых результатов.
В Законе дан необходимый минимум императивных положений. В нем устанавливается обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц рассматривать поступившие по компетенции обращения граждан, принимать по ним необходимые решения, организовывать личный прием населения, обеспечивать контроль за соблюдением законодательства об обращениях граждан, выявлять и устранять причины, порождающие нарушение их прав и свобод.
В Законе также определены права гражданина при рассмотрении обращения. В их числе - впервые появившаяся норма о праве представлять дополнительные документы либо обращаться с просьбой об их истребовании. Зафиксировано и право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов и уведомление о переадресации обращения в тот орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит их решение.
Зафиксированы сроки работы с письменными обращениями на всех технологических этапах. Они рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях, когда необходимо запрашивать дополнительные материалы, руководитель госоргана или органа местного самоуправления либо должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения, но не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Не выпали из поля зрения и вопросы контроля. Если письменное обращение направляется на рассмотрение по компетенции в другие органы, то закон позволяет в случае необходимости запрашивать в этих органах документы и материалы о результатах рассмотрения. Это весьма важное положение, которое ставит на правовую основу контрольную работу по обращениям граждан по вертикали исполнительной власти.
Но в то же время закон запрещает направлять жалобу в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие которых обжалуется. Казалось бы, эта норма целиком пришла из Указа Президиума Верховного Совета СССР. Однако Указ исходил из того, что в советской системе практически у каждого властного института были вышестоящие организации. Сегодня мы живем в эпоху реального разделения властей и полномочий, далеко не каждое решение местных органов можно оспорить, так сказать, в порядке подчиненности, потому что такая подчиненность отсутствует в принципе. Поэтому закон предусматривает: в случае, если в соответствии с запретом невозможно направление жалобы в какую-либо инстанцию, то такое обращение возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение в суд.
Таким образом, арбитром между гражданином и властным органом становится иная ветвь власти - судебная. Такой подход представляется вполне логичным в условиях правового государства. Кстати, также возвращаются заявителям обращения, в которых обжалуются судебные решения, но с разъяснением порядка обжалования данного решения.
В новом законе появилось понятие: "Обращения граждан, поступившие по информационным системам общего пользования". Это Интернет, электронная почта и т.д. Так вот, пункт 3 ст.7 устанавливает порядок рассмотрения таких обращений. Они подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если указан почтовый адрес и известен автор обращения.
Кстати, в законе нет термина "анонимные обращения". Он предусматривает только одно основание, которое позволяет не давать ответ автору. Это - когда в обращении не указан почтовый адрес заявителя, т.е. отравлять ответ некуда. Если же текст письменного обращения не поддается прочтению, то оно также не рассматривается, но должностное лицо обязано сообщить об этом автору, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Специально оговорен порядок организации и проведения личного приема граждан. Этим еще раз подчеркивается важность такой формы работы для установления обратной связи власти и общества, обеспечения открытости и прозрачности власти для граждан. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что устанавливается прямая обязанность руководителей государственных органов и органов местного самоуправления и уполномоченных на то лиц проводить прием населения.
Не секрет, что в государственные органы, органы местного самоуправления порой поступают обращения с оскорбительными либо нецензурными выражениями, с угрозами должностному лицу. Закон позволяет оставить такие обращения без ответа, а гражданину сообщается о недопустимости злоупотребления правом. Этот термин также впервые появился в нашем законодательстве.
Еще немаловажная деталь. Определена ответственность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона. Предусмотрено возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда причиненных незаконным действием или бездействием государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения. Но - по решению суда. И другая ситуация. Если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения могут быть взысканы с него также в судебном порядке.
А с учетом характера других более серьезных проступков могут приниматься и иные меры ответственности, вплоть до привлечения к уголовной ответственности, если будут выявлены факты преследования граждан за направление критических обращений.
Иными словами, уже есть обширный правовой арсенал, определяющий формы ответственности специалистов и должностных лиц за нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
Таким образом, нынешний федеральный закон закрепляет конституционное право граждан обращаться во все органы власти и получать мотивированные ответы и разъяснения на поставленные вопросы.
Н.А. МАРТЫНОВА,
начальник управления по документообороту администрации области.