5 сентября, в Александрове, на совместном заседании Совета общественной приемной полномочного представителя Президента РФ в ЦФО и Совета ветеранов района обсуждались вопросы по обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан. Кроме членов этих Советов присутствовали заместитель главы Администрации района В.К. Голованова, главный врач АГТМО В.Н. Анучин, руководитель общественной приемной В.С. Буш, председатель Совета ветеранов Е.И. Рысцов, заведующие аптеками, отпускающих льготные лекарства, С.А. Панфилова, Т.С. Журбенко, Л.В. Шишова, представители СМИ.
Председательствующий Б.И. Беляков сообщил, что в государственные, общественные организации и СМИ продолжают поступать жалобы граждан на неудовлетворительное обеспечение медикаментами. Анализ ответов, поступивших в ответ на обращения президиума Совета ветеранов и инвалидов района, показывает, что областные инстанции не могут существенно повлиять на сложившееся положение и не всегда владеют ситуацией на местах.
Выступивший с анализом обеспечения медикаментами за 7 месяцев этого года "федеральных" льготников автор этой публикации подчеркнул, что цель совещания не поиск виноватых, а определение путей устранения недостатков общими силами.
Такой настрой и был в выступлениях, вопросах и ответах присутствующих.
Проблемы существуют на трех уровнях.
На федеральном уровне. Приняв закон № 122, Госдума и Правительство не обеспечили финансирование и алгоритм его исполнения. На головы местных властей свалились заботы по организации баз данных категорий льготников, приобретение компьютерной техники и программного обеспечения, организации взаимодействия медиков и фармацевтов и т.д. На это ушел целый год. На 2006 год Правительство просчиталось с финансированием. Выделенных сумм хватило на несколько месяцев, и положение не исправлено до сегодняшнего времени.
Минздрав, фактически, отстранил врачей от лечения льготных категорий больных. Лечащий врач выписывает больному лекарства, в зависимости от индивидуальных особенностей организма и стадии заболевания. Льготному больному в рецепте указывается не конкретный препарат, а международное патентованное название. Это 7-10 наименований препаратов. Врачи, единогласно, утверждают, что часть из них просто не поможет в лечении, а часть
оказывает вредные побочные действия. Аптека выдает больному препарат, который поставил ЗАО " ЦВ Протек ", а тот закупил самое дешевое, но не самое эффективное средство. Они же не врачи, а торговцы.
Сегодня в наших аптеках из АМЛОДИПИНОВОЙ группы только самый дешевый АМЛОТОП.
Так чиновники Минздрава РФ отдали лечение инвалидов в руки коммерсантов. Пока возмущение медиков и больных не дошло до них.
Чиновники федерального и областного уровней апеллируют увеличенными суммами затрат на приобретение медикаментов. Наши аптеки, по сравнению с 2005 годом, обеспечили в 2 раза меньше рецептов, а сумма их стоимости выросла в 2 раза. Лучше стали обеспечиваться тяжелые больные, курс лечения которых от 50 до 100 тысяч рублей в месяц. Почему бы эту категорию не выделить в отдельную группу с обеспечением персонального финансирования?
Ежегодно в стране от сердечно-сосудистых заболеваний умирает более миллиона человек. По данным ВОЗ, их 50-52% от всех больных. Подавляющее количество жалоб поступает от них, но лечение в 10 раз дешевле лечения тяжелобольных. Смешивая в одну кучу финансирование, чиновники скрывают истинное положение дел.
Инвалиды, годами получающие одни и те же препараты, должны каждый месяц отстаивать очереди за рецептами. Что мешает разрешить выписку рецептов хотя бы на 2 месяца? Кому на пользу такой консерватизм Министерства?
Растет стоимость медикаментов, и Правительство должно учитывать реальные затраты, превышающие суммы, заложенные в соцпакете. Например, мои лекарства стоили в 2005 году более 600 рублей в месяц, а в этом более 900 рублей.
Проблемы областного уровня.
По данным Госстата РФ за 2004 год (за 2005 публикаций нет), уровень заболеваемости на 1000 человек населения составил: в России - 744,9. В ЦФО - 720,9. Во Владимирской области - 920,9.Мы впереди всех 18 областей Центрального округа и на 10 месте, снизу, по России. Учитывается ли это при формировании бюджета?
Департамент здравоохранения и ОМС области уверяют, что ЗАО "ЦВ Протек "полностью выполняет заявки наших аптек, но аптеки это не подтверждают. Нас заверяют, что аптеки могут отпускать медикаменты из собственных запасов, но это нереально, т.к. существуют разницы в ценах. ЗАО "ЦВ Протек" с марта 2005 года не оплатило счет за наркосодержащие препараты МП "Алексфарм". С марта 2006г. задолженность "Протека" за работу с льготниками около 1 миллиона рублей.
Заведующие аптек ежедневно выпрашивают у "Протека" медикаменты, не чувствуя помощи областных чиновников. Кто может заставить "Протек" закупать не самые дешевые, а самые эффективные препараты? Есть ли гарантия, что в бюджет 2007 г. заявлена реальная сумма расходов на медикаменты?
Проблемы местного уровня.
Нет должного взаимодействия лечебных учреждений с аптеками. Анализ показал, что препараты ЛИЗИНОПРИЛОВОЙ группы (в основном ДИРОТОН), получили только 35,7 % больных, которым были выписаны рецепты. Не всегда до лечащих врачей доводится информация о наличии новых медпрепаратов. Открытие аптеки фирмы "Протек" в городе, которое планируется Администрацией района и руководством АЦРБ, снимет часть проблем, но сегодня срочно нужна следующая система: больной обращается в любую (из 3-х) аптек один раз. Он получает медикаменты или получает информацию об их наличии в других аптеках, или оставляет рецепт на обеспечение. Местные администрации должны помочь персоналу аптек исключить бесполезные поиски лекарств больными.
Совет общественной приемной выработал конкретные предложения и направил их в администрации района, области и главному Федеральному инспектору Г.В. Веретенникову.
В. САВИЧЕВ.