План социально-экономического развития района очень серьезный документ, предваряющий формирование бюджета на очередной финансовый год. Подготовлен проект плана социально-экономического развития впервые до принятия бюджета. Над ним работало не только экономическое управление администрации, но и все службы, отвечающие за то или иное направление - образование, здравоохранение, культура, а также вновь образованные на территории Александровского района поселения. Руководителями служб, главами поселений были предварительно разработаны и представлены в экономическое управление списки первоочередных потребностей, выраженные, естественно, в финансах.
В том, что план включает самое необходимое, можно убедиться, познакомившись с ним.
В план развития здравоохранения включены вопросы, преследующие целью укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, решение врачебной кадровой проблемы. Из 49 млн. рублей, которые необходимы отрасли, львиную долю забирает капитальный ремонт зданий и сооружений: ремонт крыш, коммуникаций и так далее. В качестве примера крайней необходимости ремонта - противотуберкулезный диспансер, состояние которого плачевное, Карабановская больница, ряда других учреждений здравоохранения. За каждую строчку плана, который мы получили от главврача центральной больницы, собравшему сведения со всех наших больниц, подтвердив их с замом по социальной политике, можно подписаться неоднократно. В план внесены те мероприятия, которые мы должны были принять еще два года назад.
Развитие образования Александровского района невозможно без вложения средств в модернизацию, создание профильных школ и классов, в осуществление допрофессиональной подготовки, информатизацию образования, укрепление материально-технической базы учреждений образования, кадровое обеспечение.
ДОУ №1 - кровля, ДОУ №2 - кровля, ДОУ №4 - полы, каналицазия, кухня, ДОУ №5 - теплотрасса, ДОУ №10 - кровля... И так далее. Кто скажет, что все это не нужно. Текущие крыши, канализация и водопроводы - беда не только дошкольных учреждений, но и школ. Кроме того почти повсеместно замены требуют оконные блоки, до которых уже просто дотронуться нельзя - вываливаются, так как все сделаны 30 лет назад, исполнены в дереве и сгнили. Эта проблема стояла еще два года назад, но на нее закрывались глаза.
Больших вложений требует Национальный проект "Образование", но если местный бюджет не внесет свою долю в проект, мы не получим федеральных денег. Нельзя проигнорировать и областную целевую программу "Безопасность образовательных учреждений", муниципальную программу по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений на 2006-2007 годы".
Так же обоснованна и необходима к исполнению каждая статья раздела социальная защита населения, в которую включена адресная социальная помощь малообеспеченным гражданам, социальное обслуживание на дому, помощь инвалидам, семьям, детям, расходы на социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, на "Дом милосердия", на приют для детей и подростков "Надежда".
Культура. В этом разделе у нас в основном собраны сельские учреждения, где здания уже не просто просят капитального ремонта, там работы уже квалифицируются, как противоаварийные - разрушены библиотеки, Дома культуры, нет мест общественного пользования для жителей. Не включи в бюджет и дальше эти объекты - разрушим последнюю искры культуры на селе.
Физкультура и туризм. В этом разделе предусмотрены главным образом ремонт стадионов и развитие туризма. Всем известно - если не вложим в туризм рубль, не получим 5 рублей отдачи. Чтобы иметь доход с туризма, потенциал которого в нашем городе огромен, сначала надо вложить средства в развитие туризма. Знаем, но не вкладываем, теряя крайне доходную часть бюджета.
К сожалению, всего 3,4 млн. руб. средств закладывается в план на оказание из местного бюджета помощи селу.
Жилищно-коммунальное хозяйство. Считаю, что наш подход, решать вопрос о каждой отдельно взятой крыше порочен. Надо заложить в бюджет плановые цифры с учетом работы хотя бы немного, но на опережение, иначе так и будем без конца заниматься аварийными крышами, подвалами, доводя до такого же состояния и те, которые сегодня можно привести в порядок с меньшими затратами. Именно поэтому экономическое управление предлагает заложить в план капитального ремонта 150 млн. руб., которых крайне требует наш жилищный фонд. Кроме того, мы предлагаем предусмотреть еще 9 млн. руб. на выполнение наказов избирателей, которые выходят на своих депутатов с различными просьбами.
Появились в плане два новых раздела - по службе ГО и ЧС. Думаю, не надо объяснять важность оборудования диспетчерского пункта для оперативной связи.
Муниципальная милиция. Жители знают, как трудно бывает туда подчас дозвониться. Причина в том, что милиции крайне нужен для бесперебойной связи с населением селекторный пункт. Удовольствие дорогое, но очень необходимое для обеспечения безопасности людей.
План мероприятий, в числе которых, казалось бы, самое необходимое, вылился в сумму 527 млн. руб. Еще два года назад было достаточно 236 млн. руб., в 2006 году - 382 млн. руб. Этот рост означает, что мы загоняем проблемы в угол, от чего они не уменьшаются, а растут как снежный ком.
Нереально? Не стыкуется с доходной частью бюджета? Но если будем продолжать такую же политику, на следующий год потребности еще увеличатся.
Выход, думаю, есть, и я неоднократно о нем говорю, но подходы к формированию бюджета экономистов у нас не стыкуются с подходами финансистов. Глубоко убеждена, что стремление сформировать бездефицитный бюджет в нашей ситуации ошибочная позиция, что мы благодаря 100% исполнению бюджета недополучаем из бюджетов других уровней серьезные деньги. Кто их даст, если у нас с бюджетом все в порядке.
Мы можем получить средства только если покажем области, что наши расходы давно превышают доходы. Мы это почему-то скрываем. По закону 10% доходной части бюджета мы вполне можем заложить в качестве дефицита.
Опасение высказываются такие - это большая ответственность - вдруг не соберем. Но для чего депутаты, администрация, если не брать ответственность. К тому же практика показала, что за 9 месяцев мы уже имеем 40 млн. руб. сверхдоходной прибыли. Заложив 24 млн. в бюджет в виде дефицита, мы этой прибылью уже перекрыли бы дефицит. А наши сельские поселения имели бы по 1 млн., города - по 5-7 млн. руб. в виде твердых бюджетных назначений.
Считаю необходимым принять план социально-экономического развития, затем вернуться к рассмотрению вопроса о принятии дефицита бюджета на будущий год, разработать мероприятия по наполнению доходной части бюджета, не занижать наши расходы и включить в бюджет пункты согласно степени их аварийности, а оставшиеся принять как план стратегического развития на последующие годы.
Обращаюсь к населению всего района принять участие в обсуждении проекта плана социально-экономического развития Александровского района.
Н. ЛУКЬЯНОВА,
и.о. главы Александровского района.