Завершился конкурс "Детское читательское жюри" в Александровском районе. Он проводился в 10 библиотеках-филиалах ЦБС Александровского района. Координатором конкурса являлась центральная библиотека.
Приняли участие в этой акции 5 городских и 5 сельских филиалов-библиотек; детская экологическая библиотека, библиотеки поселка Балакирево, городов Карабанова, Струнино, с. Андреевске, п. Майский, д. Следнево и др.
На конкурс представлялся комплект из 15 книг по 5 в трех возрастных группах. В комплект были включены книги, различные по жанрам, темам и по художественным достоинствам.
Дети писали отзывы на книги, для помощи им предлагалась читательская анкета как образец написания рецензий. Проводилось коллективное обсуждение книг, что позволило определить индивидуальные читательские предпочтения.
Конкурс осуществлялся в три этапа. Первый этап был посвящен рекламе самого конкурса и книг, которые оценивались читателями. С этой целью были организованы выставки книг, представляемых на конкурсе: "Час знакомства с современной литературой" (г. Струнино), "Парад детских книг" (г. Карабаново), "Дети в современном мире" (с. Андреевское), "Книжкины истории" (д. Лизуново), "Для вас, ребятишки, новые книжки" (д. Следнево), "Парад любимых книг" (ф. №5 г Александров) и др. В школах были проведены беседы из цикла "Новинки детской литературы", стартовые мероприятия под девизом "Новым книгам - зеленую улицу".
Громкие чтения и обсуждения книг проводились в библиотеке пос. Майский для учеников младших классов, после чего дети написали свои отзывы о прочитанных книгах. Для детей был проведен конкурс рисунков "Герои книг глазами детей". В д. Следнево была оформлена выставка-знакомство "Для вас, ребятишки, новые книжки", а также проведены рекомендательные беседы-выставки, конкурс рисунков "Книжкины истории".
Второй этап был самым серьезным и ответственным. Среди читателей, принимающих участие в конкурсе, были подготовлены и распространены анкеты с открытыми вопросами, проведены индивидуальные беседы, коллективные обсуждения и интервью на тему "Книга, которая не понравилась". Обсуждения позволили убедиться в том, как эмоционально чутки к произведениям читатели.
На втором этапе конкурса в школах и в библиотеках было подготовлено и проведено обсуждение новых книг. В библиотеке г. Карабаново для детей младшего школьного возраста проведен час-путешествие по современной детской литературе. В ф.10 библиотеки г. Струнино была оформлена книжная выставка под названием "Новая книга - это всегда открытие и чудо". В начальных классах школы д. Лизуново дети подготовили мини-спектакли по книге Усачева "Малуся и логопед.
Третий этап был заключительным. Были подведены итоги проделанной работы, выявлены наиболее инициативные и активные участники, определено количество прочитанных книг и книг-финалистов, наиболее активные участники были награждены подарками. В городском филиале №10 г. Струнино состоялся "Праздник новых книг"; в д. Лизуново - "Парад понравившихся книг", где дети рассказали о книгах и их персонажах, нарисовали иллюстрации, сделали фото на память у выставки; в п. Майский - праздник книги "Мне снова хочется читать" и др.
В конкурсе "Детское жюри" приняло участие 379 индивидуальных участников 89 - коллективных. Наиболее инициативные участники: г. Струнино - Аня Михеева и Алена Подошвина; пос. Балакирево - Ксения Живова, Алексей Хамов, Вера Мамонова; д. Лизуново - Саша Терехов, Коля Усов, Ваня Степаненко, Женя Шкоркин; пос. Майский - Анастасия Гуськова, Аня Какатунова; д. Следнево - Екатерина Ширшикова, Татьяна Васюкова.
Младшие школьники, которым еще трудно писать самим, сами обсуждали книги устно в группах с библиотекарями и учителями.
Проанализировав отчеты библиотек-филиалов о проведенном конкурсе, мы пришли к следующему выводу:
Наиболее читаемые книги - В. Воскобойников "Все будет в порядке", А. Гиваргизов "Хитрый Зубов", А. Усачев "Малуся и логопед", Ульф Старк "Умеешь ли ты свистеть".
Книги - финалисты для младшего школьного возраста - "Дневник Трейси Бикер" Ж. Уилсон, для среднего возраста - А. Гиваргизов "Хитрый Зубов", для старшего возраста - А. Тор "Остров в море", Роальд Даль "Матильда", Корнелия Функе "Король воров".
Не нашли своих читателей книги Р. Хобана "Мышонок и его отец", Ф. Андра "Лис Улисс", "Дневник Трейси Бикер". Отзывы в адрес этих книг прозвучали довольно пассивные.
Чаще всего детей привлекают книги, где есть отчетливо выраженное нравственное действие, дающее возможность переживать душевную красоту героев.
Из произведений реалистического плана дети чаще всего советуют друг другу те, где показаны человеческие отношения, раскрываются нравственное совершенство и благородство. Ценят дети книги о сверстниках. В отличие от приключенческих книг в таких произведениях герой-сверстник действует в реальных условиях.
Научить правильной оценке литературных произведений, приобщить к сопереживанию с литературными героями - задача библиотеки. Возможность поделиться собственным мнением, радостью от прочитанного, эмоциями, которые рождаются при чтении, - все это важно для воспитания подрастающего поколения.
Л.ВОРОБЬЕВА, ведущий методист ЦБС.