- По такой дороге мы бы с удовольствие ездили даже без укладки на нее асфальта…
Такое мнение услышала от автомобилистов, увидевших улицу Ческа-Липа после того, как по ней прошлись еще только фрезой, снявшей верхний слой асфальта. Асфальтоукладчик и катки планировалось пустить следом назавтра. Действительно, такую ровную дорогу встретишь в нашем городе не так уж часто.
А я впервые увидела в работе этот замечательный агрегат, легко срезающий асфальт, двумя днями раньше. Едва выехали из Александрова в сторону Карабанова, как глава Александровского района В.П. Коркин с восхищением, как своей собственной, начал хвалиться техникой, работающей на дороге: «Такой ни я, ни наверняка вы, еще не видели. Это сказка. Такая во всей России еще первая…».
Упускаю недоступные моему пониманию термины. Но решаю непременно поехать на объект и подробнее расспросить о чудо-технике ее хозяина Евгения Юрьевича Яковлева, руководителя Дорожно-строительной кампании.
Сказано – сделано. Я – на улице Ческа-Липа. Наблюдаю за мерно движущимся по дороге агрегатом, легко, как по маслу, срезающим верхний слой асфальта, который затем с помощью конвейера сыплется в кузов огромного самосвала. За ним – гладкая дорога, ровная, как по ниточке, кромка.
- В данном случае, - поясняет Евгений Юрьевич, - фреза работает в автоматическом режиме, по заданному профилю основания именно этой дороги. Снимает асфальт, профилирует продольный, поперечный уклон дороги, то есть создает профиль. Мы его специально не задавали. Вот на улице Перфильева будем задавать профиль - снимать до 45 см за 1 проход. Когда сделали вырубку, оказалось, что там лежит метр с лишним асфальта. По сути надо бы все снимать, чтобы не поднимать дорожное покрытие, восстановить все ливневки и прочее, чтобы сделать правильную дорогу.
- А что значит правильная дорога?
- Качество дорог в первую очередь зависит от их основания. Все дороги, все искусственные сооружения у нас строились в 60-х, 70-х годах не на гранитном, а на доломитовом щебне - по СНиПам, которые были тогда утверждены. Тогда нагрузки на дорожное покрытие были гораздо более низкие, и технология их строительства вполне устраивала. Но теперь ситуация изменилась коренным образом. Грузопоток вырос в десятки раз, а когда построились Вестел, Терминал и другие предприятия, наши старые дороги такой нагрузки вообще не стали держать. И виноваты в этом не дорожники. Какую бы дорожную одежку они не делали, без хорошей основы наши дороги будут проваливаться. А дорожной основы в нашем городе не меняли никогда, а значит, можно себе представить, что произошло с доломитовым щебнем за это время. Он просто превратился в муку, поэтому и идет проседание дорог. Вот в чем проблема.
Надо полностью менять весь конструктив дорог, надо, как сейчас это делают в Московской области, снимать все, укладывать дренирующий песок, гранитный щебень и хороший асфальт под нагрузку Б-2. Раз в пять лет асфальт должен сниматься и укладываться новый.
- В Александрове так не делалось никогда и, по-моему, об этом можно только мечтать...
- Ну, почему же мечтать? Мы недавно ездили в департамент дорожного строительства администрации Владимирской области – там всерьез ведется разговор о повышении уровня требований к дорогам Александрова, в первую очередь транзитным.
- А о строительстве объездной дороги, которой, по-моему, в области только Александров не имеет, что там говорят? Слышала, дело сдвинулось, а у вас какая информация?
- Вопрос о строительстве объездной дороге практически решен. В июле во Владимире уже будет проводиться тендер на проектирование. Как только проектно-сметная документация будет готова, начнется строительство.
Впрочем, мы отклонились от основной темы разговора. Вернемся на Ческа-Липа.
- Евгений Юрьевич, это правда, что такой техники, как у вас, еще нет в России?
- Мало, но есть. В Москве, например. А к первой в России относится шведская фреза именно в этом исполнения. Кстати, очень обидно. Весь мир на такой технике работает, а в России ее почти нет.
- Дорогое удовольствие?
- Фреза – 160 тысяч евро. Весь комплект, включая асфальтоукладчики, катки, который приобрели недавно, стоит 1,2 млн. евро. Будем покупать и передвижной асфальтовый завод. Но вообще-то дороги – это маленькая часть работы нашего предприятия, мы больше занимаемся мостами. И технику в основном покупаем соответствующую – завтра, например, еду за 50, 70, 120-тонными кранами, которые используются на строительстве мостов. Мы строим железнодорожные, автомобильные мосты, работаем сейчас в Тульской, Рязанской, Ивановской, Московской, Владимирской областях, в Москве.
- Дорожная техника тоже пойдет по России?
- Да, конечно. К сожалению, нас просили в Александрове сделать всего четыре улицы – это на две недели работы. И уедем. У нас много заказов – во Владимирской, Рязанской, Костромской областях, в Москве.
- Ох, как мало… Я имею в виду в Александрове.
- Это вопрос не ко мне. Мы болеем за свой город. Рады делать для него все, что от нас требуется. Но, к сожалению, заказов здесь мало…
Двойственное чувство испытываешь, глядя на работу этой современной дорожной техники – хорошо, что она появилась, грустно, что возможностей использовать ее в нашем городе еще так мало.
В. ПЕШКОВА.
Фото автора.
Закончив ремонт ул. Ческа-Липа, техника переехала на Красный переулок, и многие жители смогли полюбоваться на ее работу.