Мировые судьи - исконно русское установление в судопроизводстве. Само их название восходит к подлинно русским корням: мир, мирить, мирской, то есть близкий к миру, народный. Мировые судьи со времен судебной реформы 1864 года Александра II были выборными или назначаемыми судьями для разбора мелких дел. Мировой суд быстро стал народным: он учитывал местные особенности, нравы и обычаи. Сейчас в стране повсеместно возрождается институт мировых судей. Чем это вызвано?
Это продиктовано ходом судебной реформы, которая была задумана, прежде всего, для того, чтобы расширить доступ граждан к правосудию, укрепить независимость судебной власти, впервые провозглашённой в новой Конституции равнозначной двум другим ветвям власти - исполнительной и законодательной. Тем самым закреплялись демократические преобразования в стране.
Федеральный закон о мировых судьях был принят в 1998году, и жизнь подтвердила его актуальность. В последние годы отмечается небывало возросшее число обращений граждан в суды. Только по Владимирской области в последние три года суды общей юрисдикции рассматривают ежегодно в среднем около 100 тысяч гражданских, 12-14 тысяч уголовных и около 30 тысяч административных дел при почти неизменном количестве судей. Более 95% заявленных гражданами требований удовлетворяются. Нагрузка в судах такова, что одному судье каждого районного суда города Владимира, например, приходится в среднем рассматривать по 100 дел в месяц! Судьи рассматривают в два-три раза больше дел, чем установлено государственными нормативами. Суды достигли своего физического предела. Больше того, что они сегодня делают, им уже не сделать.
В сложившейся ситуации мировые суды должны стать той инстанцией, которая резко изменит ситуацию. Быстрейшее введение мировой юстиции – одна из главных задач судебной реформы сегодня. В России уже более 2000 мировых судей назначены и приступили к работе. Опыт Белгородской области говорит о том, что мировые суды взяли на себя 60% гражданских и 20% уголовных дел, что позволило значительно разгрузить суды общей юрисдикции и снизить социальное напряжение.
Во Владимирской области, согласно федеральному закону, определено ввести 72 мировых судьи. Судейский корпус области при этом возрастет примерно на 40%. Мировые судьи разгрузят районные суды от необходимости ежедневно рассматривать материалы, не представляющие особой сложности.
Управление Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации по Владимирской области, понимая всю важность мировой юстиции, делает все возможное для того, чтобы скорее начали работать мировые судьи и у нас. Во-первых, по нашей инициативе сотрудниками управления совместно с управлением юстиции и администрацией области был подготовлен проект закона “О мировых судьях во Владимирской области”, который был принят депутатами Законодательного собрания в августе 2000 года. Одновременно с этим был принят закон об определении границ судебных участков. Надо сказать, работа над законами шла нелегко, депутаты неоднократно обсуждали ряд законопроектов на заседаниях комитета, затем закон прошел несколько чтений на заседаниях ЗС. Работа над законом длилась около года, было несколько проектов, которые вызвали бурные обсуждения в местном парламенте… Для этой длительности имелись объективные причины. Дело в том, что содержание мировых судей, их зарплата и социальные выплаты финансируются из федерального бюджета, дабы сохранить их независимый статус, а в остальном бремя обеспечения нового института власти ложится на бюджет области. Кроме того, судьи – это федеральные должностные лица, а аппарат мировых судей – это государственные служащие госслужбы Владимирской области. Понятно, что при хронической нехватке денег введение нового крупного социального института в области вызывало много вопросов. Надо отметить, что далеко не во всех регионах РФ, где приняты законы о мировых судьях, найдены средства в областных бюджетах для их реализации. В процессе создания мировых участков мы надеемся на помощь органов местного самоуправления. Помещения судебных участков надо достойно оборудовать, чтобы судья с первых дней вершил правосудие в нормальных условиях, а не боролся с осыпающейся штукатуркой и текущими трубами. Понимаем, что это непростая задача для органов местного самоуправления, но иначе мировую юстицию нам не поднять.
Из истории
мировой юстиции
Институт мировых судей имеет в России глубокие корни, историческую традицию. Он известен в России с XIX века. Толковый словарь Владимира Даля дает пояснение: “мировой судья со времен судебной реформы Александра II – судья для разбора мелких дел, выборный или назначенный и единолично решающий”. В дореволюционной России мировые судьи назначались губернатором из обеспеченных граждан и представителей крестьянского сословия. Юридического образования не требовалось. Подать жалобу “мировому” было очень просто, можно даже явиться на дом. Дела рассматривались в течение дня, без предварительного следствия, максимальное наказание назначалось до полутора лет лишения свободы или в виде штрафа до 300 рублей. Мировой суд быстро стал народным. Он учитывал местные особенности, нравы и обычаи.
А вообще в истории цивилизации мировой суд известен с давних времен. В эпоху средневековья, в начале XIII века впервые в Англии были учреждены органы, которые положили начало институту мировых судей, который позднее распространился и в других европейских странах.
Значение
мировой юстиции
Мировые судьи являются судьями субъектов РФ, в то же время входят в единую судебную систему Федерации и обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. Почему, скажем, советское государство обходилось без таких судов? Судебная система была ориентирована на жесткую охрану социалистической собственности, на реализацию суровой карательной уголовной практики, то есть на отстаивание, прежде всего, интересов государства. В стране как бы не было необходимости в судебном органе, который бы занимался улаживанием мелких конфликтов граждан, зачастую исключительно личного характера, который бы применял щадящие меры наказания к мелким правонарушителям.
Что входит в компетенцию мирового судьи?
В ведение мировых судей попадают уголовные дела по преступлениям небольшой тяжести - такие, как мелкие кражи, хулиганство, мошенничество, нанесение легких телесных повреждений, обман покупателей, уклонение от уплаты алиментов, нарушение общественного порядка, оскорбление чести и достоинства и другие, за исключением некоторых составов преступлений, которые требуют тщательного и длительного исследования, таких, как убийство, совершаемое при превышении пределов необходимой обороны и др. Всего в Уголовном кодексе около 150 составов таких преступлений, которые наказываются лишением свободы на срок не более двух лет. Мировые судьи будут рассматривать и часть относительно несложных гражданских дел, в основном, по житейским вопросам – дела о расторжении брака без спора о детях, дела о разделе совместно нажитого имущества, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающем 500 минимальных размеров оплаты труда, дела, возникающие из трудовых отношений (за исключением дел о восстановлении на работе), дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями, другим недвижимым имуществом, часть дел об административных нарушениях, дела о выдаче судебных приказов.
При несогласии с решением мирового судьи подается апелляционная жалоба в районный суд. В уголовных делах законодатель дал подсудимым еще и дополнительные гарантии: если дело рассматривал мировой судья, сначала подается апелляционная жалоба в районный суд, а при дальнейшем несогласии с приговором можно подать кассационную жалобу в областной суд, лишь тогда приговор вступает в законную силу.