Опустошенная в годы «литовского» лихолетья Александровская Слобода восстанавливалась долго. К концу XVII века здесь насчитывалось не более 1000 человек. Постепенно возрождались ремесленные слободки, открывались торговые лавки. На собранные с жителей и десятинные деньги возрождались храмы. В центре посада на правом берегу реки Серы в 1696 году строится каменный храм во имя Рождества Христова с приделом во имя святителя Николая чудотворца.
В Заречье на месте «государева двора» с середины XVII столетия создается женская обитель, через короткое время оформившаяся в Успенский девичий монастырь. Дни и ночи не прерывалась кладка стен местными строителями и помогавшими им инокинями.
Торопились строители, да мастеров опытных было мало. Неустойчивыми оказались мощные стены. Буквально через 70 лет после окончания кладки стен составляется опись ветхостей монастырских, присылается архитектор с подмастерьями, чтобы определить необходимые затраты на восстановление ветхостей. К высланным в монастырь 2 тыс. руб. по новой смете решено прибавить еще 23 тыс. руб. Помешали осуществлению восстановительных работ государственные реформы по реорганизации губерний. Только в конце 80-х годов присланы из столицы и губернского Владимира архитекторы для составления новой сметы; сумма затрат на устранение ветхостей составила 19 тыс. руб. А деньги видимо не присылаются, потому что стены монастырские начинают без необходимого ремонта заваливаться. Как писала в 1794 году настоятельница монастыря «некоторая часть монастырской каменной ограды совсем отпала и оная для осторожности приперта бревнами».
Активное восстановление стен началось при Павле I. Ежегодно в монастырь перечислялось по 5 тыс. руб. Стали укреплять не только стены, но реставрировать иконы и росписи в храмах. В расходных книгах постоянно упоминаются фамилии горожан (чаще купеческие), помогающих монастырю материально. Среди доброхотных помощников чаще других встречаются фамилии состоятельных граждан города купцов Каленова, Иванова, Зубовых, Уголковых, Барановых, Первушиных, мещан Ложечкиных, Петербургского купца Полежаева.
Неиссякаемо рвение граждан Александрова служить знаменитой православной обители – женскому Успенскому монастырю. После катастрофического пожара в 1858 году только увеличилась эта помощь: известные и неизвестные благотворители жертвовали денежные и материальные (прежде всего строительные) вклады на восстановление монастырских храмов, служб, хозяйственных построек, а также келий для насельниц монастыря. Золотятся купола Успенской церкви, устраиваются и поновляются иконостасы во всех храмах. Очень часто жертвователи остаются неизвестными, хотя выделяют немалые деньги – до 11 тысяч рублей.
Когда обходишь монастырские стены, с внешней стороны, невольно обращаешь внимание на большое количество кирпичной кладки подпорок для стен – контрфорсов. Только благодаря жителям Александрова и уезда эти стены не развалились, а стоят еще до сих пор. Сколько кирпича и прочего необходимого для укладки укреплений строительного материала ежегодно привозилось в монастырь. Только теперь уже не привлекали к строительству монахинь, все делали профессиональные строители каменщики, чаще из окрестных деревень.
Не менее обильные и щедрые вклады делались нашими согражданами и в другие обители и храмы города и уезда. Крупнейшими благотворителями православных храмов наряду с Зубовыми, Уголковыми, Каленовыми, Первушиными были члены купеческой семьи Барановых. С 1846 года в Карабанове появились ситцекрасильные и ткацкие фабрики, объединившиеся потом под маркой Троицко-Александровской мануфактуры. Для рабочих фабрики и жителей Карабанова и прилегающих к нему селений владельцы мануфактуры добились разрешения открыть в Карабанове самостоятельный приход. В 1880 году летом состоялось освящение нового каменного храма во имя Святой Живоначальной Троицы (отсюда пошло и название мануфактуры). Чуть позже, в 90-е годы, для рабочих огромной Соколовской мануфактуры Асафа Баранова была построена у станции Бараново (Струнино) церковь во имя Преображения Господня. Основные средства на строительство храма и его убранство были пожертвованы Асафом Ивановичем Барановым. Не только Барановы, все служащие, инженеры и многие рабочие делали денежные вклады в оба храма, об этом можно прочесть в епархиальной газете.
В память о Федоре Николаевиче Баранове (деде Асафа Ивановича) остались два придела городской кладбищенской церкви во имя Боголюбивой Божией Матери: один освящен в честь Федора Стратилата, другой - в честь великомученицы Варвары. Главный предел, посвященный Богоматери, был построен в 1800 году купцом Каленовым и на средства горожан.
Как писал друг Барановых, учитель их детей Пеше, перед смертью Федор Николаевич завещал сыну Ивану Федоровичу отстроить своим иждивением при Христорождественском соборе придел во имя святителя и чудотворца Николая. Главный предел во Имя Рождества Христова был построен на средства прихожан, то есть александровцев.
Нельзя не привести примера участия в делах православной церкви, прославлении ее святыни – Лукьяновской пустыни. Явленная и чудотворная икона Рождества Богородицы обличена в серебро-вызолоченную изящной работы ризу. Риза и оклад иконы сооружены на вклады купцов Барановых и Зубовых. Среди жертвователей в эту мужскую обитель упоминаются александровские купцы Уголковы-Зубовы.
Приведу пример еще одной особо чтимой обители – Свято-Смоленско-Зосимовой пустыни. Только в 1840году над могилой схимонаха Зосимы (умер в 1710 году) Барановыми и Зубовыми была построена деревянная часовня с позолоченным крестом.
Отмечу одну важную деталь. Как правило, городской голова, в основном из купеческого сословия, во время своей деятельности становился старостой приходского храма, то есть собора в честь Рождества Христова, а старостами других городских храмов избирались самые именитые в городе купцы. Надо полагать, что Господь не оставлял без покровительства своих служек.
В. БОРАВСКАЯ.