Местный историк С.С Погодин приводит сведения, что в бугре («Воловне») за Коровьей улицей (сейчас Огородная) были зарыты какие-то татарские клады. Нужно сказать, что клады в нашей местности не такая уж редкость, чаще обнаруживали захоронения монет. Прятали не столько от воров, сколько от разных стихий и лихолетий.
По рассказам местных старожил в песке на Валовне была найдена маленькая пушечка. И местные мальчишки под выстрел из нее (?) начинали сражения. Нельзя отрицать этого факта, потому что напротив Валовни со стороны улиц находился уступ острога, сооруженного во времена смутного времени, т.е. до ноябре 1609 года, когда польско-литовские отряды приступом брали укрепление Скопина-Шуйского.
Через Валовню мы попадаем в город, застроенный в основном на возвышениях. Большая часть из них представляет верхнюю террасу долины реки Серой. В период больших половодий мощные бурные речные потоки подмывали берега и сформировались многочисленные «кручи», иногда поименованные по местонахождению: Садовенская, Поднемецкая, Соборная (со стороны улицы Пески-под-Дубами). Часть Соборной кручи, обращенная к Гуменному Вражку (ул. Овражная), получила в народе гордое название Царевой горы, сохранившееся и поныне только в памяти, а ее современное официальное название Советский переулок. Вот уж поистине ни к селу и ни к городу. В памяти многих поколений здешних жителей Царева гора предстает всегда в белоснежных вишневых садах весной, и благоуханной от многочисленных яблонь осенью. А зимой с нее лихо спускались на санках почти до Стрелецкого моста. Но так было недолго, с 50-х годов ушедшего века дороги захватили автомобили.
Название свое гора получила, конечно, не в честь Елизаветы Петровны, некоторое время проживавшей здесь, а вероятнее всего в память об ее отце – царе Петре 1. Петр разрешил на месте двух деревянных церквей на Никольском погосте (современная Соборная площадь) поставить каменный храм в честь Рождества Христова, что и было осуществлено в 1696 году. Имеет гора отношение и к памяти царя Федора Алексеевича. Охотничьи постройки царя находились ниже Царевой горы, ближе к Конюшенной слободке. Не исключен вариант названия горы и в честь царя Ивана Грозного, хозяина Александровой Слободы.
Есть в городе горы и горки, названные в честь местных домовладельцев. Таких много, но не все известны: Андрианова гора (напротив старой бани), Филиппова горка (рядом с клубом «Искож»), Солнцева горка (посреди ул. Калининской), Майорова гора (северный склон Поднемецкой кручи за магазином «Милена»), Ивановская гора (спуск возле монастыря).
В давние времена славилась в городе гора Кокуеха. Но в 19 веке для планировочных целей макушку горы срезали. Но даже с обезглавленной горы зимой продолжали съезжать на санках все дети бывшей слободы Кокуехи.
Наибольшую известность в народной памяти имеет Попова гора, официально переименованная в Красную гору. Названа гора в честь принадлежности земель на ней клиру Христорождественского собора еще с конца 18 века. В 20-м веке здесь находился дом священника, который снесен в конце века.
Осторожный в своих выводах местный историк Н.А. Глазунов, предполагал, что здесь на горе находилось Красное село, южнее которого располагались на Сельских горках деревни Холопово и Новинки. О существовании Красного села свидетельствуют и другие историки, но другими фактами. Например, в книге св. Леонида упоминается Красносельский мост. Надо полагать, что мост этот соединял Красное Село с Посадом или другой частью старой Александровой Слободы. Документальных свидетельств авторы не приводят, оставляя потомков перед очередной неразгаданной загадкой александровской земли. Как бы то ни было, круча Поповой горы во все времена года изумительная смотровая площадка для всех любителей и исследователей старины – так радостно всматриваться с нее в лицо своего любимого города. Отсюда и звездное небо ближе, и простор для глаз и души шире. Замечала, как на этом месте хочется петь даже совсем малым детям. А как хороши отсюда виды солнечных закатов. Поклон Поповой горе за ее благодать, даримую людям.
По окраинам города получили известность знаменитые Немецкие горы (по учениям здесь потешных войск Петра 1 в 1689г.), Швивая (в народе именуемая Вшивая) и Колпинские горки, Сельские горки (здесь летом 1905г. проходили первые митинги рабочих города). Названия эти памятны только старожилам да сохранены для потомков мемуаристами. Известная в городе учительница биологии А.А. Торбинская так описывала свои детские прогулки: «Еще совсем маленькими ходили мы в ближние Гольяновсие кусты, мимо огородников Гамовых – это за Гольянами, как спустишься в овраг – налево, а направо в некотором отдалении так называемый казенный лес. Гольяновские кусты росли по склону оврага, по которому весной неслись в арку под железнодорожной насыпью бурные вешние воды, оставляя летом небольшой местами пересыхающий ручей. Он тек издалека, собирая воду и около казенного леса, который позднее называли Швивая (Вшивая) горка. В 1903 году мы переехали на Коровью улицу и стали ходить в Холопово, где через несколько лет участок земли и лес были выделены Слесареву. Туда мы ходили через Воловню, поднимались по Киржачскому тракту, дальше, правее, шли через поля к лесу. Он покрывал склоны оврагов (Сельские горки)… Внизу оврага бил ключ, маленький колодец над ним сделали сами Слесаревы».
Ключ этот жив и поныне, пользуясь в городе большой известностью. В 2005 году место возле ключа было немного расчищено, а сам ключ был освящен. Вода здесь действительно «живая».
Кроме долины реки город прорезают многочисленные овраги, некоторые из них давно засыпаны и превращены в дороги или строительные площадки. Странно, но большая часть оврагов безымянны, память о них не сохранилась для нас. Известен лишь Гуменный Вражек (ул.Овражная) в центре города и огромный, как Змей Горыныч о нескольких головах, Шерстный Враг, прежде именуемый в народе Мужичьим (рядом деревня Снопово). Название Пионерский в советское время получил овраг между Поднемецкой кручей и насыпью железной дороги, прежнее его имя пока неизвестно (в народе его назвали Железкой). В земских документах упоминается Слободской овраг, может быть, это тот овраг, который упомянут в воспоминаниях А.А. Торбинской.
В. БОРАВСКАЯ.