Наталья Викторовна Фомичева работает в школе три десятка лет. Начиналась ее трудовая деятельность в школе №2, окончив которую она стала работать лаборантом, одновременно учась на биолого-химическом факультете Орехово-Зуевского пединститута. Но когда в микрорайоне построили школу №13, ее перевели сюда на должность учителя биологии.
Так определилась ее судьба. Каждый кустик, каждый цветочек на пришкольном участке посажен ее руками или руками ее учеников.
Кроме того, Н.В. Фомичева возглавляет городское методобъединение учителей биологии, является председателем городской экспертной аттестационной комиссии.
Нынешний год стал для Натальи Викторовны признанием ее заслуг: ей присуждено звание "Заслуженный учитель Российской Федерации".
С Натальей Викторовной мы познакомились больше десяти лет тому назад. Она выпускала тогда свой очередной класс, и меня поразило, что всем своим ученикам она написала открытки с пожеланиями. Причем это были не общие слова, а проникновенные строки, с любовью обращенные к каждому лично и раскрывающие суть его характера. И сейчас, спустя много лет, я напоминаю ей об этих открытках.
- Да я до сих пор их пишу, - смеется Наталья Викторовна. - Скоро начну потихоньку закупать, чтобы к концу учебного года написать пожелания своим нынешним выпускникам...
Как известно, учителя очень любят говорить об индивидуальной работе с учениками. Но говорить легко - трудно делать. "Индивидуальная работа" - это когда на протяжении многих лет изучаешь ребенка и помогаешь ему стать лучше.
- Как изучаю? - переспрашивает Наталья Викторовна. - По-разному. Сколько полов с детьми перемыто! Пока моем, вот и присматриваемся друг к другу, разговариваем. Летом на пришкольном участке вместе работаем. Дети и сами не осознают, что, посадив деревце, они оставляют здесь частицу своей души. В походы ходим. Там человек виден, как на ладошке...
Вот так наблюдаю за каждым, составляю карту ребенка, смотрю, в чем ему нужна помощь, чтобы вырос самостоятельным порядочным человеком, чтобы за него стыдно не было. Самое главное - понимать ребенка, уважать его как личность. Хвалить детей постоянно нельзя, но поддерживать их надо обязательно.
А когда провожаю своих ребятишек, пишу им пожелания. Одному нужно пожелать уверенности в себе, а другому, наоборот, не мешает быть поскромнее.
Наталья Викторовна уверена, что главная миссия учителя заключается в том, чтобы вырастить хорошего человека, независимо от того, чем он будет заниматься. Давать прочные знания, используя современные технологии, это само собой разумеется. А вот давать нравственные уроки - гораздо сложнее. Тем более сегодня, когда рухнули все воспитательные системы и изменилась шкала ценностей. Да иногда никакие уроки нравственности и классные часы не помогут, а нужно просто поговорить с ребенком, помочь ему, а может, и накормить. Н.В. Фомичева считает, что надо уметь сочетать строгость, принципиальность и чуткость, доброту к детям.
- А может, я что-то и неправильно делаю, может, строже надо...- с сомнением говорит она.
Она и сама не может объяснить, как надо воспитывать. Просто живет, просто работает, просто в любой ситуации остается сама собой. Просто никогда не лицемерит, потому что убеждена в том, что воспитывать нужно поступками, что нельзя говорить одно, а делать другое. Потому что не только учителя изучают детей, но и дети их. Причем они видят каждого учителя насквозь и виртуозно умеют приспосабливаться к каждому.
Иногда мне даже удивительно, чем эта простая, тихая женщина притягивает к себе людей. Наверное, этой простотой и привлекает. Во всяком случае, если бы меня попросили определить суть Н.В. Фомичевой одним словом, я бы назвала слово "скромность".
Сегодня много говорится о школе - о невысокой заработной плате, о необходимости повышать авторитет педагогов. Обидно, конечно, что нелегкий труд учителей оценивается так низко. К примеру, за классное руководство, то есть за ту самую "индивидуальную работу", Наталья Викторовна получает около 300 рублей в месяц. Неудивительно, что классное руководство она в шутку называет своим хобби. И сколько бы ей ни платили, она будет работать так, как ей велит душа.
А душа у нее - материнская. Конечно, глупо было бы утверждать, что ученики для нее то же самое, что двое ее собственных сыновей. Однако очевидно, что к своим ученикам она подходит с той же материнской меркой, что и к своим родным детям.
- "Классная" мама! - восклицает одна из ее бывших выпускниц. - Человек простой, мягкий, скромный, она просто не умеет быть злой. Но и на шею себе сесть не позволит. А за своих всегда горой - отмажет, утешит, укроет. Свой парень! В "заслуженные" она, кстати, никогда не рвалась. И я рада, что справедливость восторжествовала.
А сегодня "классная мама" уже переживает, что придется снова расставаться со своими "родненькими", которые пришли к ней несколько лет назад несмышлеными малышами. Как и любой матери, ей приходится рвать душу, провожая подросших детей в большой мир. Вся ее любовь, все ее переживания, все ее надежды связаны с ними - самыми умными, самыми красивыми, самыми-самыми. Такова материнская доля.
Однако далеко не каждый учитель способен тратить свою материнскую душевную энергию на чужих детей. Это то, чему не могут научить в самом лучшем педагогическом вузе. Душевное тепло не измерить никакими деньгами, оно просто присуще старой русской школе. Наверное, именно в этом заключается секрет ее долгого стояния, несмотря ни на какие реформы. И пока будут такие учителя, которые не боятся взваливать на себя материнский крест, будет жива и школа.