- Профессий, где компьютер не используется, становится все меньше и меньше. К сожалению, наша страна сильно отстает от мирового уровня. Основная масса людей работает с компьютером на уровне пользователя (овладев какими-то конкретными программами, введенными в ПК). Самый примитивный случай: компьютер используется как пишущая машинка.
И есть еще компьютерщики. Да, это некая каста, это свой круг, где люди друг друга знают, где существует свой сленг, свои принципы, кодекс чести и так далее. В каком-то смысле они стоят над обществом. Они действительно многое могут сделать с компьютером - почти всё. Еще более глубокие люди занимаются разработкой самих компьютеров и программного обеспечения.
Многие считают, что без компьютеров невозможно жить. Это безусловно правильно, но несколько поверхностно. Просто все привыкли: куда ни кинь взгляд, и наткнешься на компьютер. Не очень грамотные люди думают: купили компьютер, чем дороже, тем лучше, воткнули - и он сделает всё, что им нужно. На самом деле надо знать, КАК попросить (заставить) компьютер что-то сделать. Работа с компьютером - это диалог человека и машины.
Самое сложное - осознать, что именно вы хотите. Когда общаются человек с человеком, они разговаривают на вроде бы понятном друг другу языке. И в то же время иногда понимают друг друга, а иногда и не очень. Потому что человеческий язык на самом деле неточный, нечеткий и неясный. Люди могут говорить одни и те же слова, но подразумевать под этими словами разные вещи. А могут произносить разные слова и подразумевать одно. Если вдуматься, люди понимают скорее самих себя. Отсюда и конфликты между людьми.
Компьютер же - строгая, определенная система. Он понимает свой, вполне определенный и конкретный (алгоритмический) язык. Если вы хотите ему что-то сказать, надо сказать точно, четко, ясно.
Сначала самому сформулировать свою просьбу, а потом записать ее на том языке, который понятен компьютеру.
- То есть вы готовите не только к другому языку, но и к другому уровню мышления?
- И это главная цель, главная полезность этой дисциплины в школе. Не только научить работать с компьютером, но научить иначе - более строго - мыслить.
- И с какого класса начинается изучение информатики в школе?
- В нашей школе №1 на информатику отводится 102 часа. Это один урок в неделю в 10 классе и два урока - в 11 классе.
- Но это же мизер!
- У нас школа с углубленным изучением английского языка - гуманитарная. Кружки - с 5 класса. В других школах несколько иначе. Я - руководитель методического окружного объединения учителей информатики, поэтому знаю ситуацию. Школа №6: кружков нет; 8 класс - 2 часа, 9 класс - 2, 10 класс - 3, 11 класс - 4. Школа №13: 4 класс - 4 часа, 5 класс - 1, 6-11 класс - 4 часа. Школа №2 начинает преподавание с 1 класса. Буквально всё отдано на откуп администрации. То есть информатика ведется за счет других предметов. Об этом уже много лет говорят, собираются спускать какой-то общий план и вводить информатику со 2 класса, но пока этого нет.
- А когда появился предмет "информатика" в расписании?
- В 1987-88 году. Проблема была в технике. Долгое время был так называемый безмашинный период. Специально был выдуман школьный алгоритмический язык, который никогда не был реализован ни на одном компьютере и который до сих пор включают в учебники. Сейчас школы по-разному оснащены, соответственно, по той или иной программе ведется обучение.
- Но сейчас ситуация лучше, в связи с реализацией президентской программы?
- А вот это очень интересно. Программа была успешно завершена, то есть считается, что все школы оснащены. А фактически у нас компьютеры не вчерашнего, а позавчерашнего дня, и мы на них работаем.
К примеру, в сельскую школу поставили 3 новых компьютера. Но ведь в школе нормальный, полный класс. Один компьютер на 10-15 человек считается хорошим вариантом - это нормально? Сейчас компьютеры становятся более доступными, в городе у 4-5 человек в каждом классе есть домашний компьютер. К сожалению, для многих он является просто хорошей дорогой игрушкой. И это тоже большая проблема.
- Какие качества необходимы, чтобы успешно овладеть информатикой?
- Первоначально у человека должен пробудиться интерес. То есть впервые что-то сделал - получилось, другой, третий - не получилось, а потом опять получилось, - это затягивает. Это очень азартно. И это справедливо для любой науки: если нет интереса, ничего не получится. На уроках это особенно хорошо видно. Не на кружках, куда приходят только по желанию, а на уроках, где это - один урок среди всех прочих. Происходит резкая поляризация: часть ребят легко, быстро овладевает этой наукой, и работать с ними - одно удовольствие, прелесть. А другая часть оказывается в ауте. Значит, не сумели интерес пробудить.
- А у Вас как это началось? Что Вы заканчивали?
- Физфак Горьковского университета. У нас даже был зачет по программированию. Собрали зачетки и проставили "зачтено", потому что занятий, как таковых, не было.
Впервые с компьютером я столкнулся, когда уже работал в университете. Там располагался вычислительный центр. Тогда это было совершенно закрытое учреждение. Все сотрудники ВЦ были бородатые, они входили в дверь с кодовым замком, и оттуда слышались таинственные щелчки и треск. А потом один из моих преподавателей, а позднее - коллег, Дмитрий Евгеньевич Бурланков, физик-теоретик, ушел работать в этот ВЦ и через какое-то время предложил всем желающим познакомиться с идеями программирования. Прочел он три лекции. Я считаю, эти три лекции и есть мое главное посвящение и образование. Пошел я просто из любопытства, но как только все это прочувствовал и прознал, тут же возникла мысль использовать компьютер в научных исследованиях: промоделировать рост кристалла на компьютере. В 1975 г. вышла моя статья об этом - по сути, одна из первых в мире.
Я увлекся моделированием роста кристаллов, и компьютерами увлекся. Они были не такие совсем. Занимали 4-5 больших комнат, и бригада инженеров, электриков, программистов их обслуживала. Память такого монстра была 4 килобайта (сейчас у самого устаревшего - в четыре тысячи раз больше). Всю оставшуюся жизнь я работаю с компьютерами. От кристаллографии постепенно ушел окончательно.
- Причины?
- Какое-то природное стремление, призвание к преподавательской работе. Когда я учился в университете, все страшно боялись попасть в учителя. Учителей не хватало, и нехватку пытались восполнить выпускниками университета. Я распределился во ВНИИСИМС, потом вернулся в Горький, в университет, на преподавательскую работу. Был директором НОУ - научного общества учащихся. И возникла идея: сделать при физфаке воскресную школу для школьников и отбирать способных ребят, которые станут нашими же студентами. С самого начала эта работа у меня пошла. Когда по ряду причин снова приехал в Александров, во ВНИИСИМС, вел там кружки для школьников. Потом недолго работал в техникуме, и с 1989 г. я в первой школе. Целая армия моих нынешних учителей - мои бывшие ученики. Я постоянно обращаюсь к ним за помощью.
Поскольку я руководитель методобъединения, все, что касается информатики в округе, проходит через меня.
- Ваши ученики, конечно, в призерах на всех олимпиадах.
- Как правило, да. Олимпиада - это интересно, полезно, но... Это контрольная работа, грубо говоря. Человек выполнит задание по информатике, если он силен в математике. Олимпиада не отражает большой пласт работы с компьютером. Истинная любовь возникает, когда ты за ним сидишь, возишься, копаешься, - то есть это длительная работа. Именно эта работа воспитывает компьютерщика с большой буквы. Немало потрудившись, чтобы в чем-то разобраться, чему-то научиться, что-то сотворить, человек адекватно оценивает того, кто тоже разобрался, научился, сотворил. Раскрыться, проявить себя, почувствовать свою значимость такие ребята могут только в среде единомышленников.
В 1991 году мы постарались создать такую среду для увлеченных информатикой и организовали, одними из первых в стране, конкурс программистов для школьников. Тогда он назывался "Лучший программист", сейчас - "Лучший программист, пользователь". Мы сами придумали и стиль проведения, и основные требования:
- жюри только из профессионалов;
- строгая оценка работы, независимо от возраста участника;
- дружеская атмосфера;
- награждение победителей и, по возможности, подарки всем участникам.
Несмотря на то, что конкурсы с самого начала почти не финансировались ГорОНО, мы продолжаем ежегодно их проводить. Помогают всевозможные спонсоры, местные компьютерные фирмы, магазины; энтузиасты, готовые совершенно бескорыстно работать. В 1999 г. мы попросили поучаствовать в работе жюри автора многочисленных и весьма популярных книг по компьютерной тематике, ответственного редактора журнала "Компьютер Пресс" К.С. Ахметова. Он не только принял наше приглашение, но и привез в качестве подарков несколько десятков томов литературы по информатике, специальных журналов, прочитал замечательную лекцию, переросшую в дружескую беседу с участниками конкурса. Ребята получили из рук автора книги с автографом. Таким образом, удается устраивать конкурсы - праздники и давать стимул в течение года заниматься любимым делом.
- Конкурсы, олимпиады - это раз в году, а еще что-то есть?
- Это, конечно, кружки, где ребята готовят свои проекты; "тусовка" постоянных посетителей кабинета информатики, которые проводят здесь практически все свободное время; новая форма работы - еженедельный семинар "Проблемы информатики". Заседания проводит секретарь, выбранный из числа школьников, он же подбирает тематику заседаний, договаривается с докладчиками. Семинар открытый, участвовать может любой человек - школьник, учитель, сотрудник другого заведения. Доклады обычно вызывают интерес и полезны слушателям любых категорий. Мы тщательно поддерживаем дух полной демократии. Все участники равноправны и равноуважаемы.
- Вы не столько учите предмету, сколько воспитываете образованного, уважающего себя и других, свободно высказывающего свое мнение человека. Надеюсь, что новости из мира информатики станут в нашей газете постоянными, и рассчитываю на наше дальнейшее сотрудничество. Спасибо за конструктивный диалог!