Как всегда после приема состоялась пресс-конференция, на которой П.А. Астахов ответил на вопросы журналистов. Но сначала Петр Андреевич сообщил нам, что в администрации Александровского района после проведения конкурса утвержден начальник отдела природопользования и охраны окружающей среды Александровского района - Людмила Анатольевна Юшина. Она возглавляла комитет охраны окружающей среды в Александровском районе. После упразднения этой структуры с 2000 году работала в главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды по Александровскому району. В 2004 году, снова после реорганизации, перешла в районную администрацию, где тоже занималась вопросами охраны окружающей среды.
А первый наш вопрос – о промышленных предприятиях г. Александров и района, которых становится все больше, и об их влиянии на окружающую среду.
- «Росприроднадзор» является надзорным управлением в сфере природопользования. Это недра, вода, лес и земля в лесном фонде и водоохранных зонах. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – «Ростехнадзор», в области – это управление по экологическому и технологическому надзору. В его компетенции воздух и отходы. Свои функции - у «Роспотребнадзора». Но естественно интересы этих служб пересекаются.
Если говорить об Александровских предприятиях, то нарушения есть почти у всех. Но, как правило, нарушения допустимые, за которые мы наказываем, но не закрываем предприятия, а предлагаем устранить нарушения в ходе работы. По области встречаются и такие, которые влекут необходимость приостановить их деятельность через суд до устранения (пос. Юрьевец, Судогда и Судогодский район). Там, где нарушения есть, но предприятие все же может работать, может быть повышена плата за воздействие на окружающую среду. В Александровском районе такую повышенную плату платят 90% коммунальных предприятий, где нет очистных сооружений или они превышают предельно допустимые концентрации. Пожалуй, только Александровский «Водоканал» одно из немногих предприятий области, у которого все нормально и по водоснабжению и по канализованию. Его руководителя В.В. Лебедева мы всегда отмечаем с хорошей стороны. Кого с плохой? И Струнино, и Карабаново, где очистные только начинают восстанавливать, и Балакирево, где очистные остались на балансе БМЗ.
Честно говоря, административные наказания за экологические нарушения у нас не существенны, и подчас предприятиям легче заплатить повышенную плату или штраф, чем оформлять документы, исполнять предписания. Если штрафы за нарушения правил дорожного движения существенно повысились, то мы стали пристегивать ремни безопасности. Тем более что платим из своего кармана, а здесь – предприятие.
- Серьезные претензии у надзорных органов были к сельскохозяйственному перерабатывающему предприятию «Фуднилк», расположенному в пос. Искра. А сейчас? - Мы осуществляли проверку этого предприятия совместно с «Роспотребнадзором», «Ростехнадзором», администрации района. Дважды его наказывали за незаконное пользование недрами (скважина), незаконный сброс неочищенных производственных стоков, отсутствие очистных сооружений. Сейчас там оформляются документы, доделываются локальные очистные сооружения и так далее. Вопрос - на контроле.
- Свои функции Вы назвали так: недра, вода, лес и земля. В порядке этой очередности и пойдем. В Александровском районе есть полезные ископаемые и в последнее время все больше появляется карьеров по добыче песка, щебня, гравия. Что показывает надзор за нашими пользователями недр? - Александровский район – единственный в области, где есть общераспространенные полезные ископаемые, которые очень востребованы, так как строительство (и зданий, и дорог) идет интенсивное. Сейчас, например, ведется большая работа по расширению дороги Москва – Ярославль. Можно себе представить, сколько там нужно песка, щебня, гравия. Возить далеко - дорого, а здесь – рядом, значит, дешевле. И ваш район хорошо отреагировал на повышение спроса, приступив к очень активной разработке залежей общеполезных ископаемых. Использование природных ресурсов в свою очередь помогает пополнять местный бюджет. У нас серьезных претензий к вашим карьерам нет. Возникающие вопросы – рабочие, текущие, которые тут же решаются. Единственное, что хотел бы сказать в качестве замечания - надо своевременно и в полном объеме информировать о разработках население, чтобы не возникало каких-то слухов и домыслов. Думаю, что это зависит от взаимодействия отдела природопользования и СМИ.
Еще хочу сказать, что у вас в районе очень красив ландшафт, особенно в Краснопламеной зоне. Как в Швейцарии…
- Очень приятно это слышать. Но вот следующий объект вашего надзора – вода, нас не радует. И в основном из-за речки Серой, на которую уже больно смотреть…- Департамент природопользования занимается ею, отремонтирована плотина, но, к сожалению, пока не нашли технологии очистки русла реки и исполнителя этой работы. Хотя, отрадный момент, средства на водоохранные мероприятия теперь выделяются. Поясню, в платежах населения за водопользование есть доля за природный ресурс. Она поступает в федеральный бюджет, и в принципе должны использоваться на ремонт и строительство плотин, углубительные работы и т.д. Но в течение целого ряда лет деньги растворялись, использовались на «более важные дела», не природоохранные. Сейчас, наконец, появился водный кодекс, механизм финансирования водоохранных работ урегулирован, и уже второй год деньги на эти цели стали поступать. За счет них и проводился ремонт вашей плотины, некоторые работы в Юрьев-Польском, Суздале, Гороховце и т.д. То есть ситуация начала меняться. Но, к сожалению, пока только по воде, а вот по недрам нет.
Хорошо еще, что Владимирская область, одна из немногих в России, после упразднения экологического фонда приняла закон и создала целевой бюджетный фонд воспроизводства и охраны природных ресурсов. 40% этих средств остается у органов местного самоуправления, 40% в областном бюджете и 20% направляется в федеральный бюджет. Область кое-что на свои 40% делает. А ваши 40% (это миллиона два) где?.. Задавшись этим вопросом, координационный совет фонда указал органам местного самоуправления на необходимость направлять эти 40% на природоохранные мероприятия. И ряд муниципальных образований уже начали разработку соответствующих программ.
- Словом, перспективы все-таки появились. А в лесном хозяйстве что нового? - Сейчас вновь идет реформирование лесной отрасли. Александровского лесхоза, как вы знаете, уже нет. Он разделен на две части: лесничества, занимающиеся вопросами управления лесным фондом, и филиал государственного предприятия, который будет заниматься хозяйственной деятельностью. Лесотехнические работы (уход, посадка и т.д.) будут финансироваться государством на основании конкурсов по выбору исполнителя госзаказов. Это в нераспределенных лесах. А в тех, которые распределены, переданы в аренду, этим процессом арендатор занимается сам. Ему предписано не только рубить, но и сажать, охранять лес от болезней, вредителей, пожаров.
- Наш район по сравнению с другими в области лесами беден? - Нет. Самый богатый у нас Гусь-Хрустальный район, он и по территории большой, а затем идет Александровский.
- Значит, не оскудел, вопреки мнению, наш район лесами? - Лес растет 70-80 лет. В возрасте спелости он должен быть сведен и снова посажен. А так как растет он медленно, то мы зачастую не замечаем посадок. Увидит лес, возможно, уже другое поколение. Наша область в отношении восстановления лесов – одна из лучших. Площади сведения леса и его посадки у нас сходятся, сажаем даже немножко больше, чем сводим. И в Александровском районе тоже.
- Браконьеры, наверняка, тоже есть…- Как без них. Лес всегда привлекал и привлекает нечистых на руку людей. Определенный круг лиц пользуется лазейками в законе – устанавливает пилораму, договаривается с кем-то или сам крадет лес. То есть, не затрачивая средств на него, получает прибыль. Было в прошлом году несколько эпизодов незаконной рубки леса и в Александровском районе. Правда, не в больших объемах
Есть расчетный объем леса, который ежегодно должен вырубаться. Так вот в России в целом крадется порядка 10 % расчетной лесосеки. У нас в области этот показатель совсем невелик. Всего 0,4–0,5%, несмотря на то, что густота населения у нас очень велика. Борьбу с незаконными порубками ведут органы внутренних дел, лесники, мы.
- Не совсем Ваша тема, но все же, думаю, сможете высказать мнение о передаче охотничьих угодий в частные руки. Александровские охотники крайне встревожены тем, что прежних охотничьих угодий в нашем районе уже почти нет, а значит, нет никакой гарантии, что частник не поднимет до недоступной высоты цены на путевки, лицензии на отстрел, что доступ к охоте для местных охотников не будет ограничен? - Охотугодья в последние годы находились в ведении общества охотников и рыболовов, которое ничего не может вложить в них. А затраты требуются, и немалые: на биотехнические мероприятия, на увеличение поголовья, на подкормки и т.д. В связи с этим был принят закон о животном мире, который разрешил передавать охотугодья в долгосрочную аренду на пользование объектами животного мира. Естественно претендент должен пройти процедуру оформления, разработать перечень мероприятий, который он обязуется выполнить, представить материал по охотустройству, пройти экспертизу... Если комиссия, взвесив все это, выберет того или иного претендента, он может стать арендатором охотничьего угодья.
Вкладывая в ведение охотничьего хозяйства деньги, предприятие должно получать отдачу. Это естественно. Значит, путевки, лицензии будут дороже. И от этого никуда не денешься. Но надо сказать, что интересы местного населения в разрешительных документах на долгосрочное пользование учитываются. Ему отдается приоритет, что записано в лицензии. У нас возникла недавно проблема такого же рода, какого опасаются александровские охотники, в Петушинском районе. Не стали новые арендаторы продавать путевки местным охотникам. «Россельхознадзор» разобрался с жалобой, наказал виновных и все урегулировал. Так что управа на арендаторов есть.
- В Александровском районе очень много несанкционированных свалок. Как с этим бороться? - Несанкционированные свалки - болезнь, и не только нашей области. Чтобы построить полигон – нужны деньги. Содержать его – тоже. Значит, за размещение отходов надо платить. И возникают несанкционированные свалки. Боремся, контролируем, предусматриваются на эти цели средства. Но этот вопрос в первую очередь относится к компетенции органов местного самоуправления – сбором и утилизацией бытовых отходов должны заниматься они.
- У нас некоторое время назад появилось предприятие «Скарабей», которое намеревалось организовать переработку бытовых отходов на полигоне по их сбору. Но до дела так и не дошло. Как в области обстоит дело с переработкой отходов? - Этот вопрос администрация области изучала. Н.В. Виноградов даже сам ездил в Ярославль, где это дело организовано лучше. Анализ показал, что переработка отходов без дополнительных дотаций не окупается, т. е. извлечь из переработки бытовых отходов выгоду нереально. Но в то же время, если организовать переработку, извлечь из отходов хотя бы 20% вторичного сырья (больше вряд ли получится), то меньше затрат пойдет на полигон, хотя бы потому, что он будет дольше эксплуатироваться. Значит, предприятию, взявшемуся за это дело, нужны дотации из бюджета или за счет повышения тарифов населения. Но власти пока на это не идут. Пример - ваш «Скарабей». Вопрос с ним как раз и споткнулся на урегулировании финансовой проблемы. Без дополнительных средств он не мог стать рентабельным, а согласия по этому вопросу не было достигнуто.
В. ТИХОНОВА.