- Ирина Константиновна, как складывалась ваша карьера? - После окончания Арсаковской школы поступила на филологический факультет Владимирского пединститута. После его окончания в 1984 была направлена по распределению в Годуновскую школу. Отработав положенный срок, пришла в Карабановскую школу № 9, в которой трудилась двадцать лет: два года в качестве учителя русского языка и литературы, с 1989 по 1998 год была заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а с 1 сентября 1998 года возглавляла школу.
- Мне кажется, директору школы нелегко принять решение оставить свое детище… Как прощались с коллективом? Плакали?.. - Как не плакать? У нас коллектив очень дружный, атмосфера добрая. Так сложилось, что любую проблему я никогда не решала единолично – только все вместе. Не скажу, что по стилю руководства я такая уж демократка, я даже больше тяготею к авторитарному стилю, но считаю, что главное для руководителя найти подход к каждому сотруднику, потому что каждый по-своему уникален. Когда человек успешен? Когда его понимают, поддерживают во всех лучших начинаниях, никогда не унижают, верят в него и поощряют за хорошую работу. Думаю, мне это удавалось.
Не случайно два года назад мы получили губернаторский грант в сумме 900 тысяч рублей. Материально нам помогает также выпускник школы 1956 года, ныне один из министров правительства города Москвы, В.И. Малышков. В прошлом году, когда мы отмечали 70-летие школы, он подарил технологическое оборудование буфета стоимостью в 1 миллион рублей. Словом, прекрасная у нас школа, хорошо оснащена технически, коллектив замечательный, очень жаль было с ней расставаться.
- Кто теперь ее возглавляет? - Директором назначена С.В. Артемьева, бывшая выпускница нашей школы, успешно работавшая заместителем директора в Карабановском Доме детского творчества.
- Что ж, пожелаем ей успехов, чтобы продолжились все хорошие традиции и добрые дела…Что касается вашей карьеры, то она складывается по нарастающей. Масштаб нынешней должности значительно превышает масштаб прежней – и поле деятельности несравнимо шире, и проблемы гораздо весомей, и степень ответственности намного выше. Страшно было соглашаться на эту должность? - Мне кажется, любая новая работа вызывает некоторое чувство опасения… Конечно, я и представить себе не могла, что оставлю школу… Но так складывается моя судьба… Главное в том, что я люблю свою профессию в любых ее проявлениях, проблемы школы знаю, что называется, изнутри и очень хочу, чтобы ситуация в образовании Александровского района изменилась в лучшую сторону.
- Как вас встретили в коллективе? - Хорошо встретили. Сотрудники опытные, каждый знает свое дело.
- И все же, ваши представления о новой должности и ваших первых шагах совпали с реальностью? - Признаюсь, несколько не совпали. Я предполагала, что начну с некоторых изменений структуры управления образования, однако пока этого не потребовалось. Во-первых, как я только что говорила, все идет своим чередом, рабочий процесс успешно продолжается. Во-вторых, с первых же дней мне пришлось с головой окунуться в работу и решать проблемы, не терпящие отлагательств.
- Что это за проблемы? - На сегодняшний день проблема номер один – достаточно сложная ситуация, сложившаяся во всех учреждениях дошкольного образования, особенно в сельской местности. В первую очередь, это связано с недостаточным финансированием, вследствие чего до крайности обострилась кадровая проблема. Надо отдать должное администрации района, что решен вопрос о доплате сотрудникам: педагогическому персоналу – по 1 тысяче рублей ежемесячно, обслуживающему – по 500 рублей. Кроме того, установлен надтарифный фонд для ДОУ в размере 25%, что дает возможность администрации учреждений для материального поощрения работников. Однако в целом эти меры недостаточны и не позволяют решить кадровую проблему.
Второй блок вопросов связан с необходимостью проведения лицензирования, аттестации и аккредитации ДОУ. Это требует большой документальной подготовительной работы.
Третья глобальная проблема касается вопроса нехватки мест в детских дошкольных учреждениях. На очереди сейчас числятся 1300 человек, однако, проанализировав ситуацию по трем ДОУ, пришли к выводу, что реальная нехватка мест примерно в два раза меньше, поскольку многие родители для подстраховки становятся на очередь в 2 - 3 местах. Думаю, улучшить ситуацию возможно, открыв в дошкольных учреждениях дополнительные группы. Кроме того, готовится проектно-сметная документация на строительство нового ДОУ в микрорайоне «Южный», в Александрове планируется также строительство еще одного детского сада. Понятно, что все это связано с большими материальными затратами. К примеру, чтобы открыть одну дополнительную группу, необходимо более 250 тысяч рублей на проведение капитального ремонта помещения.
Еще сложнее ситуация с сельскими ДОУ.
- Словом, школьные проблемы отошли на второй план? - Школьные проблемы всегда на первом. Потому что это вопросы, которые касаются всех и каждого. Прежде всего, хотим обратить внимание школьников и родителей на новые правила сдачи экзаменов (подробная информация об этом будет опубликована в следующем номере «АГТ». – Ред.). Введение в практику Единого государственного экзамена обозначило значительные пробелы в знаниях учеников. Чтобы повысить качество обучения, сегодня необходимо осваивать новые формы работы, обновлять содержание образования. А это, в свою очередь, требует переподготовки педагогов, да вообще новых подходов к своей работе со стороны директоров школ.
На первый план выходят и проблемы воспитания школьников. Необходимо повышать престиж учительской профессии, роль классного руководителя. Требует решения вопрос финансирования опытно-экспериментальной работы школ. Как известно, в нашем районе успешно работают три опытно-экспериментальные площадки (школы №№ 1, 2, 5). Однако проведение научной работы в учебных заведениях даже не учитывается в финансовых документах - финансирование осуществляется за счет внебюджетных средств, ограничивается разовыми выплатами.
Таким образом, модернизация российского образования требует от всех нас предельного напряжения сил в решении многочисленных задач.
- Словом, модернизация образования – это, прежде всего, модернизация нашего мышления, которое должно соответствовать духу времени… Ирина Константиновна, все, о чем мы говорили, обозначено самой жизнью, это всеобщие проблемы, которые касаются образования в России в целом. А у вас лично есть какой-то свой план, своя программа-максимум? - Мне бы не хотелось сейчас строить какие-то далеко идущие планы, хватает и тех дел, которые в прямом смысле слова захлестывают... Думаю, нужно более активно участвовать в национальных проектах (в прошлом году Александровский район даже квоту недобрал – участвовало 7 педагогов вместо 11). Меня волнует также то, как более эффективно организовать работу с одаренными детьми, которыми богата наша земля. Считаю, что такие дети требуют индивидуального подхода и, как это ни хлопотно, нужно создавать условия для их развития. Думаю, надо активно организовывать межшкольные факультативы, в которых будут работать лучшие учителя района, надо всемерно укреплять сотрудничество с высшими учебными заведениями, чтобы обеспечить преемственность между школами и вузами. Словом, надо сделать все, чтобы помочь старшеклассникам, которые сегодня крайне загружены, будучи вынуждены ездить на курсы в другие города и одновременно заканчивать школу.
Мечтаю о том, чтобы образовательные учреждения Александровского района вышли на более высокий уровень. Ведь было время, когда по результатам труда наша территория была одна из лучших в области. Творческий потенциал и наших педагогов, и наших детей достаточно высок. А я со своей стороны буду делать все, что от меня зависит. Человек я тоже творческий, работы не боюсь, проблемы образования хорошо знаю - и надеюсь на поддержку властей, коллег и общественности в решении наших общих задач в образовании и воспитании детей.
- Успехов вам в ваших начинаниях и осуществления замыслов! Беседу вела О. СЕМЕНОВА.