С 08.12.2007 года вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2007 года № 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки», в соответствии с которым внесены изменения в статью 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в пункт 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.102001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и в пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Указанным выше законом, статья 25.2. Федерального закона о регистрации дополнена пунктом 7, который распространяет свое действие на земельные участки, предоставленные гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства..
Положения данной статьи касаются тех граждан, у которых есть документы на дом (или другое строение), стоящий на земельном участке или приобретенный любым законным способом (наследство, договор, решение суда и т.д.), а документов о праве на землю нет.
Такие граждане могут сразу обратиться в органы государственной регистрации с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
При этом необходимо иметь следующие документы:
1. Свидетельство о праве на наследство либо другой правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ на здание (строение) или сооружение (не требуется, если право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним), и
2. Любой документ, подтверждающий право любого прежнего собственника здания (строения) или сооружения на земельный участок (это может быть не только право собственности, но и право пожизненного наследуемого владения участком, и право постоянного (бессрочного) пользования участком).
Обязательным приложением к этим документам в соответствии с Федеральным законом о регистрации, является кадастровый план. Для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок достаточно предоставления кадастрового плана, состоящего только из раздела В.1. Он выдается по заявлению гражданина органом, осуществляющим кадастровый учет, без проведения межевания.
При проведении в последующем государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, зарегистрированный ранее по такому кадастровому плану, предоставления нового кадастрового плана не требуется.
Необходимо отметить, что наличие только обоих документов в совокупности делает возможным проведение государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок.
Также следует обратить внимание, что если последнему правоотчуждателю здания (строения) или сооружения земельный участок, на котором расположен отчуждаемый объект, был предоставлен по договору аренды или названным гражданином не оформлялись права на земельный участок, то для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок новому собственнику здания (строения) или сооружения необходимо предоставить документ о предоставлении данного земельного участка до введения в действие Земельного кодекса РФ любому предыдущему собственнику объекта. При отсутствии такого документа государственная регистрация права собственности на земельный участок в порядке п.7 ст.25.2 Федерального закона о регистрации невозможна.
Н. ЧЕБАНОВА,
заместитель начальника Александровского управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области, государственный регистратор.