Наш край частушечный. На моей памяти частушки исполнялись везде и всегда, когда собирался небольшой круг молодых парней и девушек. Притаптывая или выбивая ногами дробь, идя друг за другом, молодые по очереди спешили пропеть короткую шутливо-любовную или очень озорную в один куплет песенку – частушку. Частушка возникла недавно; она дитя песни и хоровода, только малышке стало тесно в протяжных, долгих, часто унылых песнях. Ей хотелось радости, счастья, веселья.
Крестным отцом частушки стал писатель Глеб Успенский: слово «частушка» вошло в оборот из его очерка «Новые народные стишки», вытеснив местные названия: коротушки, припевки, пригудки, прибаски, собирушки, прибрешки и т. д. Частушка имела не только имя, но и отчество: «страдания», «Семеновна», «Елецкая», нескладухи, частушки плясовые и другие. Всего о частушке не рассказать. Вернемся к любовной теме, и, конечно, к «страданиям». Только недавно, от пожилой женщины, услышала, что свидания влюбленных у нас назывались «страдания». Девушка выходит с вечерней смены из проходной, а ее поджидает парень на «страдания». Вот, оказывается, в чем корень любви зарыт – в страданиях. Они-то и занимают большую часть устного народного, молодежного, любовного творчества – частушек.
Страдания у молодых начинались очень рано. Неженатых парней в первую очередь забирали в рекруты. Чтобы избежать этого несчастья, родители спешили оженить парня в 16-17 лет, чтобы у него было не по одному ребенку ко времени объявления набора в рекруты. А парни спешили вволю нагуляться:
Поставь, мама, самовар,
Я почайничаю,
Не последний ли годок,
Поотчайничаю.
Что ты, тятенька не женишь,
Или денег у нас нет?
Продай черного быка,
Жени мальчишку дурака.
Что оставалось девушкам? Вольно или невольно, но их также спешили отдать замуж не позднее 17-ти лет, чтобы не остались вековухами, таких ведь не пускали ни в молодежные беседы, ни тем более в гулянья. Должна отметить, что молодые люди, парни, очень сочувственно относились к молоденьким девчоночкам, которым только что минуло 16 лет, и любовь еще не пришла к ним, жалели их.
Подхожу я близко к дому,
Одни елочки шумят.
Тятька с мамкой на совете,
Знать отдать меня хотят.
Девушки не травушки:
Не вырастут без славушки.
Как семнадцать лет пройдет,
Про них славушка пойдет.
Погулять молодежи на воле, повеселиться почти не оставалось времени.
Поэтому и девушки, и парни спешили заявить о своей тревоге и ожиданиях любви в частушках-страданиях.
Ой, сады мои, садочки,
Сажены-горожены.
Ты люби, люби сердечко, -
Это так положено.
Я ручей переходила,
Посреди ручья пила.
Сердце ныло по любови -
Ну, а я не поняла.
С неба звездочка упала
Прямо на теленочка.
Неужели не найдется
Для меня миленочка?
Заиграла балалайка,
Закипела во мне кровь.
Я до нынешнего годика
Не знала про любовь.
Вы разрежьте мою грудь,
Выньте-ко печоночки:
Истомился я об вас,
Милые девчоночки
Не сама гармонь играет,
Ее надо растягать.
Не сама девчонка любит,
Ее надо завлекать.
Всю неделю не пилось,
Не пилось, не елося, -
Мне давно с тобой, девчонка,
Поплясать хотелося.
Полюби меня, девчонка,
Я не избалованный;
Я, мальчишка молодой, -
Ни разу не целованный.
Девушки избранников в частушках называют почетничками, дорожинками, миленками, каморами (только в Переславском уезде так называли избранника, слово очень старинное), малинами, симпатиями и т.д. Парни своих любимых именуют матанями, милками (смысл немного пренебрежительный), милашечками, кралечками червонными, зазнобами, любушками, залетками и т. д.
В частушках девушки упоминали ленты, пояски и, конечно, вышитые платки, это были зашифрованные знаки своему любимому, которые он должен принять к сведению. То есть, в частушках, как и в других видах народного творчества, соблюдался издревле заложенный в народный быт, скрытый язык общения, любовный язык. Что означали знаки внимания, упомянутые в частушках.
Цвета: белый – чистота и невинность, голубой – чистота чувств, розовый – молодость, веселье, желтый - непостоянство, измену, черный – печаль. В частушках очень часто упоминаются разные растения, также содержащие тайную информацию для влюбленных:
рябина – защитница от всяких бед, от дурного глаза (по Рафаэлю – рябина управляется Венерой, наши влюбленные знали об этом и без художника), мята – теплота чувств, ландыш – кокетство, сосна – смелость, ель – почет, удовольствие, роза – красота, ромашки – страданье, крапива – жестокость, грубость, осина – несчастье, ива плакучая – печаль, грусть, смородина – неожиданность, ветви – избыток и богатство, солома (часто упоминаемая) – раздор.
Как осиновы дровцы
Плохо колются с конца.
Меня молоденькую девушку
Неволят за вдовца.
В лентах важен был цвет, носовой платок, белый, с вышивками, даримый парню, означал преданность и верность любимой девушки, даренье пояска – девушка полностью доверяла себя избраннику, как будущему мужу. В общем, это целая наука, мудрости которой нас не учили, вероятно, ее не знали и наши родители.
Даже из такого краткого и поверхностного изложения видно, насколько разнообразна и сложна была наука любви, содержащаяся в простых народных деревенских частушках. А ведь частушка была повседневной неотъемлемой частью жизни русского народа. Кстати, зарождена она именно в недрах центральной России, это чисто русское достояние, почему-то сегодня вытесняемое инородными “валентинками” в день 14 февраля.
У теперешних ребят
Куда совесть делася? –
Полетела на березу,
В листьях завертелася.
В. БОРАВСКАЯ.