СЛОВАРИК КОЛЛЕКЦИОНЕРА
витрофилия – коллекционирование изделий из стекла;
иконография – изучение и коллекционирование портретов, их репродукций, гравюр, литографий, скульптурных изображений, памятников надгробий исторических личностей;
кампанофилия - коллекционирование колоколов и колокольчиков;
мшелоимство - коллекционирование старых и ни на что непригодных вещей из-за нежелания расставаться с ними;
нумизматика – коллекционирование монет и предметов денежного обращения;
фалеристика - коллекционирование орденов, медалей, наградных знаков и значков;
филателия - коллекционирование и изучение знаков почтовой оплаты (марки, конверты, почтовые карточки и открытки), других видов почтовой документации;
филофония - коллекционирование музыкальных, литературных и иных звукозаписей на грампластинках, магнитной ленте, лазерных дисках.
Чтобы приобрести какую-нибудь старую вещицу, века, этак, XIX, совсем не обязательно быть коллекционером, иметь соответствующий круг знакомств. Главное, чтобы были деньги, которые можно заплатить за отнюдь не дешевые предметы. А потом, при необходимости, купленную вещицу можно продать, обменять, подарить. Старинных вещиц у Владимира Лаврентьева, юриста по образованию, много. Одних только самоваров более 70. Два из них, и самых дорогих, перешли от деда, ветерана войны. Именно дедушка и натолкнул внука на мысль о коллекционировании.
Предметами старины Владимир интересуется несколько лет. Многолетний опыт уже позволяет отличить подделку от оригинала.
По словам коллекционера, в этом деле можно обмануться как в хорошую, так и в плохую сторону. Часто бывает - предмету приписывают гораздо больший возраст, чем это есть на самом деле. Как-то, покупая предмет, заведомо зная, что это подделка, Владимир, после научной экспертизы, оказался обладателем подлинника.
- Я собираю все, что относится к XIX веку – посуду (часть выставлена в АХМ, в музее Сергиева Посада, в Москве), металлопластику (складни, кресты), - говорит коллекционер. - Одни из самых красивых и изящных вещей делались в России в XIX веке. Финансовое положение России тогда было стабильное. Товар был штучный, делалось все вручную.
Обладать такой вещицей для коллекционера – большая радость. Правда, есть вещи, которые совсем не радуют. Не все «приживается» у нового хозяина.
- Ты берешь картину у человека, - рассказывает Владимир, - пока не платишь за нее - все на доверии - и недели две можешь держать у себя этот предмет. Прижилась она в твоей коллекции или нет. Если тебе эта вещь нравится, то ты за нее потом рассчитываешься.
- Владимир, Вас не угнетает большое количество старых вещей? - Скорее, угнетает отношение родственников к моему увлечению. Ведь на это уходит очень много денег. Коллекционер снимет с себя последнюю рубашку, но купит вещь… Да и потом, если чувствуешь, что от вещи исходит какая-то отрицательная энергия, то всегда можно эту вещь отдать.
У коллекционера два периода в жизни. Первый, когда он собирает все, что ему попадается на глаза, второй, когда начинает отбирать собранное. Ненужное или выкидывает, или дарит.
А за тем, что осталось, нужен обязательный уход. Много времени приходится тратить на то, чтобы, например, протереть зеркала, чешскую посуду 1796 года (в отличном состоянии – авт.), швейную машинку «Кайзер» 1875 года, кавалерийскую саблю времен русско-турецкой войны, европейский шкаф, которому около 200 лет, французские настенные часы «с боем» - это из крупных вещей, а есть и мелкие.
Сейчас многие приобретают старинные музыкальные инструменты, мебель: шкафы, комоды. Это практично. Этими предметами можно пользоваться, они радуют глаз и в любой момент при необходимости их можно продать или обменять. Только в отличие от посуды, металлопластики, мебель, чем старше она становится, тем хуже ее состояние.
- Есть в мире антиквариатов две мировые тенденции, - делится своими знаниями коллекционер, - американская, в которой принято, чтобы все антикварные предметы были в первозданном виде, и европейская - прежде, чем выставлять предмет на аукцион, его обязательно реставрируют. Если в Америке начинают реставрировать, то делают это незаметно, а если в Европе, то, наоборот, делают так, чтобы были видны следы реставрации.
Выставлять свой предмет в музее среди коллекционеров считается высшим показателем их благосостояния. Но это очень дорогое удовольствие, потому что музей берет на себя обязательства сохранности предмета.
Каким бы рисковым ни было это увлечение, но коллекционер заинтересован в том, чтобы люди знали, что он собирает. Иначе обменять, продать, купить не удастся.
Но, как и любая страсть, собирательство иногда приводит к печальным последствиям: некоторые коллекционеры ходят в старых вещах, живут впроголодь и обладают предметами, стоимость которых оценивается в несколько сот тысяч долларов.
Учитывая все плюсы и минусы этого увлечения, в некоторых случаях конечный результат все-таки положительный. Есть надежда на то, что, благодаря коллекционерам, удастся сохранить и оставить на Родине хоть какую-то часть вывозимых за границу исторических и культурных ценностей нашей страны. В скором будущем в Александровском районе появится частный музей Владимира Лаврентьева, в котором будут выставлены собранные им предметы старины.
Н. НИКИТИНА.
Фото автора.