ПОЧТЕННЫЙ ВОЗРАСТ - 90
В конце 1902 года во Владимире собралась особая комиссия для вынесения заключений по постановлению Владимирского Губернского Комитета "О нуждах сельскохозяйственной промышленности". Уездные комитеты представили соображения по всем пунктам программы развития сельского хозяйства.
По первому - пункту "А" программы о введении всеобщего образования среди народа, уездные комитеты высказались весьма категорично. "Жить среди полудикарей, думающих Бог весть по каким законам и правилам, - заявлял Юрьевский комитет, - по меньшей мере рискованно". Ковровский Комитет высказался также прямо: "... одною из основных причин упадка земледельческого промысла в Ковровском уезде является невежество и косность населения", "во главе всех мероприятий по улучшению сельского хозяйства должно быть постановлено распространение общего образования".
Александровский комитет (докладчик член земской управы В.В. Катынский) высказался за необходимость распространения сельскохозяйственного знания среди крестьянского населения уезда путем обучения его в сельскохозяйственных практических школах.
В долгих дебатах члены комиссии и представители уездных комитетов выработали положение о мерах по первым шагам поднятия сельскохозяйственной промышленности (отрасли - В.Б.). По пункту "А" намечено создавать специальные сельскохозяйственные школы, хоть по одной на уезд.
По пункту 4 намечено учреждение в каждом уезде должности агрономов, в обязанности которых входило бы обучение инструкторов по сельскому хозяйству.
26 мая 1904 года в России было Высочайше утверждено положение о сельскохозяйственном образовании. Земство стало издавать и распространять брошюры и листки по сельскому хозяйству. Стали создаваться опытные поля и участки. В этом отношении Владимирское земство опережало другие губернии.
В Александровском уезде сельскохозяйственная школа появилась только в 1913 году в результате длительных переговоров и ходатайств местной земской управы. В 1911 году Департамент Земледелия уведомил земскую управу о разрешении Александровскому уездному земству учредить в с. Махра начальную сельскохозяйственную школу и решил заключить с земством договор об ее содержании на 18 лет по проекту Департамента Земледелия и т.д. На постройку школы казна отпустила древесину из Махринской дачи за половину таксы.
Стоимость постройки здания школы, скотного двора по проекту составила 5704 руб. 08 коп. Площадь отведенного участка (казенной земли) составила 17,25 десятин.
Инвентарь школы и хозяйства обязалось приобрести земство. Содержание школы в течение 18 лет земство также приняло на себя. Школа была рассчитана на 20 учеников с бесплатным обучением и проживанием. Средства школы состояли из пособия в 2000 руб. от Главного управления земледелия, ежегодного пособия в 200 руб. от земства, доходов от хозяйства школы и взносов, и пожертвований от учреждений, обществ, частных лиц.
Учебный год двухклассной школы был рассчитан на 2 года. По окончании школы ученики получали свидетельства об окончании курса. Школьное хозяйство организовано по типу образцового крестьянского в соответствии с местными условиями: практическое поле, скотный двор, огород, пасека.
Наблюдение за школой осуществлялось Владимирско-Рязанским управлением государственным имуществом. При школе состоял попечитель, избираемый земским собранием на трехлетие, а также совет под председательством заведующего школой, из преподавателей и законоучителя. Ответственность за школу нес ее заведующий. Он должен был иметь по возможности среднее сельскохозяйственное образование и быть практически знакомым с местным хозяйством.
Этим требованиям как нельзя больше соответствовала кандидатура студента Петровской академии, сына дьякона приходской церкви с. Махры Василия Георгиевича Сперанского.
Осенью 1913 года школа была открыта. При школе был коровник на 4 коровы, 2 лошади. Не было еще отстроено помещение для постоянного проживания детей из дальних деревень. В школе было 3 учителя (включая законоучителя), сторож, кухарка. На содержание школы было потрачено 2200 руб. (включая отопление 5 печей, освещение) и 2000 руб. на покупку инвентаря, животных, оборудование жилых помещений.
Так, 90 лет назад правительство и местное земство реализовали программу специального обучения населения.
На этом можно было бы поставить точку, однако я не имею права это сделать, потому что должна познакомить читателей с их земляком, выдающимся ученым России и мира, волею судьбы ставшего первым директором Махринской сельскохозяйственной школы, Василием Георгиевичем Сперанским.
ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ СПЕРАНСКИЙ
В Музее истории народного образования хранятся совершено уникальные исторические документы ученого. В этом году фонд Сперанского значительно дополнился и оказалось возможным представить жизненный путь Василия Георгиевича.
Василий Георгиевич Сперанский родился 26 декабря 1893 г. в г. Александрове в семье дьякона Егора Петровича Сперанского. Мать ученого, Александра Ивановна Устинская, родом из г. Александрова, дочь дьякона Александровского женского монастыря (дом дьякона Устинского находился в 20 квартале ул. Миллионной). Возможно, что отец Василия Георгиевича проживал вместе с братом (бездетным) в собственном доме на Монастырской набережной. Потомственный Почетный гражданин г. Александрова Яков Петрович Сперанский был крестным отцом моей тети Анны Анатольевны Торбинской. От нее я знала, что после 1905 г. семья деда долгие годы проживала в доме Сперанского. Следовательно, семья дьякона переехала в с. Махру до 1905 года (по моему предположению). Предполагаю причастность моего деда к открытию сельскохозяйственной школы - как специалиста по ветеринарной части и доброго знакомого.
После гимназии Василий Георгиевич учился в Петровской академии. Он возглавил школу в Махре будучи еще студентом. Серия фотографий 1913-1914 г.г., сделанных Сперанским и его коллегами, свидетельствует об активном научном участии Василия Георгиевича в экспедиции по изучению лугов, организованной Владимирским губернским земством. В марте 1914 г. молодой ученый зачитал во Владимире свой научный доклад. Работал Сперанский под руководством известного в России и мире луговеда профессора Вильямса и профессора Московского университета почвоведа, геоботаника М.П. Григорьева. Сперанский оканчивает учебу на биофаке МГУ, совершенствует знания в Лейпциге. Уже в 20-е годы молодой профессор выезжает с экспедицией в Таджикистан. В эти годы советские ученые под руководством Н.И. Вавилова изучали производительные силы своей страны. Изучением и описанием дикой плодово-ягодной флоры Таджикистана занялась экспедиция во главе со Сперанским. В 1934 г. им была издана книга "Основные пути развития плодоводства и использование дикорастущих плодовых растений Таджикской ССР". После работ на юге страны Василий Георгиевич занялся сугубо практическими вопросами - сохранением продукции плодоводства и овощеводства. В 50-60-е годы за изобретение способов сохранения фруктов и овощей он получил авторские свидетельства; вместе со знаменитым ученым Лорхом он выступал перед работниками Министерства заготовок с ценными советами по улучшению хранения картофеля.
Долгие годы профессор работал в заочном институте советской торговли.
С 20-х годов им опубликовано множество статей, книг, сборников лекций, докладов по вопросам выращивания, сохранения сельхозпродукции.
Труды Василия Георгиевича были широко известны не только в СССР. Со своими докладами он выезжал в США, Германию и другие страны.
К 70-летнему юбилею в его адрес пришло более 100 приветствий из 66 городов страны. Надеюсь, что за свою плодотворную неутомимую научную и практическую деятельность профессор Сперанский был отмечен правительственными наградами.
Работа ученого прекратилась только в 1980 году, 2 августа 1980 г. он умер.
Василий Георгиевич был очень привязан жизненными корнями к селу Махра. Здесь он возглавил сельхозшколу, здесь в местном храме служил его отец, здесь на сельском кладбище похоронены родители. Родительский дом по завещанию отца отошел сыну.
Дом, село Махра до самой кончины были милой Родиной ученого, куда он с женой приезжал на отдых. Сюда же слетались и многочисленные ученики Сперанского. Смело можно утверждать, что с 1913 по 1980 г.г. в Махре ковалась сельскохозяйственная наука во главе с великим ученым скромным жителем села Василием Георгиевичем Сперанским.
Приношу глубокую благодарность за сохранение памяти о профессоре Сперанском его родственникам Н.В. и В.Л. Кудрявым, подарившим Музею истории народного образования документы и личные вещи В.Г. Сперанского.