***- Что радует, так это то, что жалоб в последнее время на автобусное сообщение (нам в редакцию, по крайней мере) не поступает. А на днях слышала от льготников, что ситуация значительно улучшилась. Поэтому первый вопрос к вам такой: что помогло стабилизировать ситуацию в таком сложном и "с бородой" вопросе?
- Начнем с того, что в администрации теперь создан отдел по транспорту и связи. Кроме меня, работает С.Д. Витухина (по вопросам связи) и недавно пришел специалист по транспорту М.А. Сулемов, бывший сотрудник милиции, юрист, подполковник, человек с богатым опытом. То есть наш отдел усилился.
Как вы уже знаете, мы провели новый конкурс среди предприятий - участников процесса перевозок пассажиров. Колесо не изобрели, но решили, что на каждом маршруте должен быть один хозяин, то есть одно обслуживающее этот маршрут предприятие. (Остался еще один маршрут №3, на котором два перевозчика и возникают некоторые проблемы. Но мы их решим.) Составили твердое расписание. Распределили маршруты так, чтобы перевозчик получил наравне с выгодным маршрутом и убыточный. Работаем с водительским составом по теме "пассажир всегда прав".
Анархия, стремление обогнать конкурента и забрать побольше нельготных пассажиров, начинается там, где на маршруте работают два и больше перевозчиков. Трудно даже разобраться, кто выбился из графика, почему не хватает автобусов, с кого спрашивать. Гонки, а в результате ДТП, стремление сэкономить за счет вывода на линию меньшего количества автобусов... Возьмем, к примеру, 1-й маршрут. Ходил подчас один автобус и не разберешься, кто виноват. Сейчас, когда маршрут обслуживает одно ЧП "Кудряшов", по нему ходят пять автобусов и маршрут продлен в летний период до садов, в том числе и для льготников. Исключение составляет плата за багаж, которая, к сожалению, пока у нас никак не прививается. Не платят люди за провоз багажа, а ведь положено, на него нет льготы.
У нас разработан кодекс правонарушений: за появление автобуса на чужом маршруте, например, составляется протокол, за первый раз - штраф до 2,5 тысячи рублей, второй, третий - от 5 до 10 тысяч рублей. А потом можем лишить права перевозки. Следит за исполнением и наш отдел, и транспортная милиция, и ГИБДД (по техническим вопросам).
***- У нас много льготников, которые имеют право пользоваться пассажирским транспортном общего пользования бесплатно?
- Всего существуют 54 категории граждан, которые по закону обладают таким правом. Мы возим бесплатно 18 категорий граждан. Почему? Только за 18 категорий в нашем регионе транспортники получают компенсацию за так называемые выпадающие доходы. Льготников этих категорий мы и перевозим бесплатно. Их в округе Александров более 15 тысяч. Возмещаются далеко не все выпадающие доходы, а всего около 30 процентов. Вот и представьте, какие убытки терпят транспортники. Плюс к тому расчет идет на одну-две поездки, а на самом деле некоторые делают и пять, и шесть. Некоторые, конечно, не ездят, но в целом город Александров льготой пользуется сполна, в округе он наиболее в этом плане благополучный. В Карабанове городских автобусов просто нет, В Балакиреве тоже, в Струнине - всего две "Газели", расписание которых привязано к электричкам. А ведь там тоже проживает большое количество льготников, которые не имеют возможности воспользоваться льготой. Компенсируем это только тем, что примерно одна треть пригородных автобусов перевозит льготников бесплатно.
***- Компенсируется всего 30%. Значит, транспортники вынуждены 70% льготников оплачивать из своего кармана?
- Да, получается именно так.
***- А мы хотим, чтобы наши люди ездили на хороших автобусах, в комфортных условиях...
- Весеннее повышение цены за проезд в автобусах несколько разрядило ситуацию, но, конечно, прибыли с перевозок далеко не достаточны для обновления парка, а подчас даже для ремонта. И все же старые "ПАЗики" заставляем списывать, стекла вместо фанеры вставлять. В этом полугодии заставили списать уже три автобуса в ЧП "Романов". ГИБДД ужесточил требования к техосмотрам. Весь транспорт ставится сейчас или на базу "Благовеста", или на базу АТП, перед выпуском на линию он осматривается механиками, а водители - медиками.
Но цена билетов все равно не соответствует затратам. Ее устанавливает область, она едина для всей области. Не учитывается то, что во Владимире бензин на рубль дешевле, что льготников во Владимире возят только троллейбусы, что близость Москвы уводит от нас кадры.
***- Мне кажется, что проблема перевозки льготников не решится до тех пор, пока не изменится сама система получения этой льготы.
- В некоторых областях сейчас проводится эксперимент по целевому адресному распределению денег среди льготников. Предположим, выделяется 5 миллионов на округ для обеспечения выполнения закона по части льготных перевозок, ее делят на количество льготников и отдают им. Хочешь - катайся, хочешь - лекарство купи.
***- Это, видимо, было бы самое лучшее, не были бы обижены ни перевозчики, ни те, кто в силу обстоятельств вообще никогда не ездит на автобусах.
Вопрос к нам в газету поступал о перевозке школьников, о проездных билетах для них. Что ответите?
- Льготные проездные билеты будут выдаваться только на детей из малообеспеченных семей по спискам отдела народного образования и комитета социальной защиты. За них комитет социальной защиты будет перечислять деньги АТП, которое поделится ими с другими перевозчиками. Количество таких проездных билетов будет очень ограничено. За все надо платить. Ведь многие родители живут, к примеру, на ЦРММ, а ребенка определяют в первую школу. Это их добрая воля, им за нее и платить. Ведь рядом у них есть школа.
***- У нас увеличилась протяженность работы автобусов?
- Да, городские автобусы у нас теперь должны ходить с 6 часов утра до 22. ООО "Благовест" сейчас пытается пустить ночные рейсы по двойному тарифу от вокзала. Этот вопрос, думаю, уже в октябре будет решен. Пустили "ГАЗели" "Благовеста" на Искру, Романовское, Андреевское, Карабаново. Наша основная задача сейчас - побольше и более комфортных автобусов пустить по маршрутам, чтобы люди не стояли подолгу на остановках. Хотя, конечно, существует муниципальный заказ - сколько автобусов заказала администрация, столько их и должно быть.
***- Мы как-то все больше говорим о льготниках, меньше - о тех, кто платит деньги...
- Именно поэтому я и говорю об увеличении количества и комфортности автобусов. Ведь нередко раздаются и такие просьбы - пустите побольше платных автобусов. Мы едем на работу и нам важно доехать в нормальном виде, а не вылезать из толчеи без пуговиц или, пардон, с рваными колготками. Надо сделать так, чтобы, заплатив деньги, люди получили добротную услугу.
***- Словом, посочувствовать можно и льготникам, и не льготникам, и самим перевозчикам.
- И я переживаю за всех. Но, увы, очень сложно пока сделать так, чтобы все были довольны. Поэтому стараемся по максимуму организовать контроль за движением автобусов. Выходим на маршруты и считаем, сколько автобусов работает, каковы интервалы движения. Стараемся общаться с пассажирами, указали везде наш телефон, по которому можно позвонить и сообщить маршрут, номер автобуса, время, нарушение, которое допущено. Еще раз повторю: 2-10-71. Наш адрес: улица Красной Молодежи, д.7, 1-й этаж. Живая связь с пассажирами очень важна. Одна просьба - называйте себя, не стесняйтесь и ничего не бойтесь. Например, случалось, "Благовест" ограничивал количество перевозимых льготников. Такого быть не должно. Если случилось - сообщите номер автобуса и время, мы примем меры.
***- У меня пока все. Вы что-то еще дополните?
- Да. Хочу сказать спасибо всем транспортникам, которые откликнулись на просьбу администрации и организовали бесплатную перевозку людей в День города из Балакирева, Карабанова, Струнина, Москвы, по Александрову. Выделил также автобус В.А. Сучков.
- Значит, если с перевозчиками работать, то общий язык найти можно.
- Уверен в этом.