В один из майских дней в гостиной Александровской центральной библиотеки собрались любители поэзии. Здесь состоялся творческий вечер нашей землячки Галины Кипренко – по случаю выхода сборника ее стихов «Святой авось письма». К этой книге, по ее собственным словам, она шла 15 лет, в нее вошло то, чем она посчитала нужным поделиться с читателем.
Имея высшее техническое образование, в 2001 году Г. Кипренко окончила Литературный институт имени Горького (факультет «Поэзия»), в настоящее время работает в газете «ВДВ Александров». Однако журналистика – это ее земная профессия хлеба ради. По своему же душевному устроению – она поэт, то есть человек, устремленный ввысь, видящий, слышащий и ощущающий жизнь по-особому. В этом легко убедиться, открыв сборник ее стихов наугад, как это делаю я прямо сейчас.
***
Счастье мое неуживчивое,
сбивчивое,
забывчивое,
счастье мое неурочное,
проточное…
Мне же с тобой не справиться,
мне же тебя не выдержать,
счастье мое неправильное,
неожиданное…
Звонкое, переливчатое,
не клавишное – цимбальное,
счастье мое симпатичное,
жаль мне тебя…
27 января 2007
Думаю, это символично, что книжка открылась для меня именно этим стихотворением, вошедшим в III-ю часть книги «Пригоршни счастья». Как сказала сама Галина, это ее любимый раздел, в него вошло наибольшее количество стихов. Это было время, когда писалось особенно легко и когда счастье в ее жизни действительно лилось через край. Правда, даже тогда, по ее собственному признанию, ей свойственнее было писать не о счастье, а о его ожидании, не о встрече, а о разлуке. Такова уж природа поэтического дара, который любит подпитываться страданием души.
***
Осторожно движутся недели,
словно мимо тяжелобольного.
Дотянуть бы до конца апреля,
как от букваря до выпускного.
В ожерелье мартовских проталин
город наш особенно цыганист:
перелётен, околовокзален –
лапотник и голодранец…
Здесь по ложке капают недели
до надежды, радости и чуда.
Я не буду ждать конца апреля,
я не буду…
18 марта 2001
Один из разделов сборника называется «Книга картин». Как сказала сама Галина Кипренко, именно он вызвал наиболее противоречивые отзывы, поскольку каждое стихотворение имеет конкретный адрес: картину известного в нашем городе художника А.М. Колоскова, недавно ушедшего в мир иной. Наверное, такое «соавторство» двух поэтов кому-то показалось надуманным, поскольку стихи Галины вполне самодостаточны и без указания на источник вдохновения. Однако лично мне подобное пересечение двух путей талантливых душ кажется не просто оригинальным и интересным приемом, но чем-то большим: сумма слагаемых всегда более значительна, чем ее части в отдельности. Не случайно Галина воспринимает Александра Макаровича как собрата, открывшего ей оттенки и мира земного, и высшего мира искусства.
– Была выставка, посвященная 20-летию Александровского клуба художников, – рассказывает она, – там я увидела триптих А.М. Колоскова «Белые мухи прилетели…», и после этого не могла ни пить, ни есть, ни спать, пока не написалось по мотивам этого триптиха стихотворение…
Нарисованная осень
откровенно безотрадна:
птицы тянут нос по ветру
и торопятся удрать;
обессиленному полю
в душу капнули изрядно,
и снежинкам осторожным
светлый полог не соткать…
– Оказалось, я просто слышу его картины, – продолжает рассказ Галина. – Два года находилась в этом состоянии. Сидела на выставках и писала стихи, пристроив листок бумаги на коленках. Стихи ведь не спрашивают, приходят, когда захотят и куда захотят.
***
Горечь, горечь, горечь
проклятой тоски.
Самогон заборист,
саднит виски.
Зажевали луком,
отерли глаза.
Простая наука:
- Терпи, казак!
Заселяй погосты
друзей теряй.
Всего будет вдосталь
до проводов в рай.
6 января 2001 Сочельник
11 октября 2002
А.М. Колосков. Проводы.
Понятно, что атмосфера любого поэтического вечера, безусловно, определяется личностью поэта, масштабом его души, степенью таланта. Если определять «нерв» встречи Галины Кипренко со своим читателем, я бы сказала, что эта встреча была по-домашнему теплой. Это связано и с человеческим обаянием Галины, и с тем, что ей помогал муж, известный в городе человек, учитель информатики С.Д. Ахсахалян, создавая на гитаре музыкальный фон для стихов, а в перерывах исполняя любимые песни семьи, и с тем, что незримо здесь присутствовала и их маленькая дочурка Оленька: пройдет года два – и она будет участвовать в вечерах вместе с мамой и папой. Не случайно, наверное, вечер закончился чтением стихотворения по просьбе Сергея Давыдовича.
***
Родом с севера. Родом с юга.
Трудно нам понимать друг друга.
Случаются стычки.
Разный темперамент, уклад, привычки.
Помню, ссорились, обижались.
Ты да я – давно бы разбежались.
Но – не я, не ты –
Ходит девочка – отцовские черты.
Сводит в целое упрямо
род Замятиных и род Ахсахалянов.
28 ноября 2006
– В каждом стихотворении, как и в этом, есть некий универсализм, – сказала Галина. – Ссоры, размолвки случаются в любой семье. Но есть ребенок, который просто берет за руку отца и мать. И эту связь невозможно разорвать. Моя доченька, хоть она и маленькая, уже многому меня научила. И совсем не случайно последний раздел сборника, в который входит только что прочитанное стихотворение, я назвала «Другая жизнь». В своей книге я хотела показать свою эволюцию: меняется жизнь – меняюсь и я.
Заканчивая свое «Слово о поэте», не могу отказать себе в том, чтобы снова открыть сборник наугад, взглянув на жизнь глазами поэта, – и вновь удивиться чуду, которое творит в душе человека настоящая поэзия.
***
Победившей – белые одежды.
Побеждённой – кленовые слёзы.
Листопад…
29 апреля 2003
Да простит меня Галина, что я взяла на себя смелость поставить в конце этого стихотворения не авторскую точку, а многоточие. И потому, что большинство ее стихов заканчиваются именно многоточием, и потому, что поэзия Галины Кипренко – это организм растущий и развивающийся. А когда поэт пребывает в полете, значит, нас, читателей, ждут новые открытия и встречи.
О. СЕМЕНОВА.
Фото Э. Егорова.