Жизнь жителей деревни Новинки Надозерные (теперь это улица Новинская) издавна связана с железной дорогой. Именно там работали мужчины-кормильцы из многих семей. Уже тогда, когда в 1890 году, через Александров пролегла железнодорожная линия Москва – Ярославль, некоторые жители деревни устраивались работать на «железку». Земля не могла прокормить большие семьи, да и занятиям извозом железная дорога была вне конкуренции. Работать на железной дороге считалось престижным: зарплата по тем меркам высокая, к тому же были свой клуб, школы, училище, поликлиника.
На железной дороге в разное время работали машинистами жители деревни: муж тети Ксении Макаровой Федор, Николаев Владимир Иванович, Журавлев Николай, Федор Васильевич Круглов, Григорьев Дмитрий Григорьевич, дедушка моей одноклассницы Лены.
Вот какую историю о своем отце Е.Ф. Трофимове, 1906 года рождения, и Г.Д. Григорьеве рассказала мне моя бывшая соседка Юлия Егоровна Трофимова. Ее отца взяли на войну на Ленинградский фронт, туда же водил поезда под бомбежками и Г.Д. Григорьев. Однажды, совсем случайно на разбитой станции, в больном, раненом человеке он узнал своего земляка Егора Федоровича Трофимова. Погрузил его в вагон своего поезда и привез в Александров, где того положили в госпиталь (теперь это техникум), вылечили и снова направили на фронт. С войны Е.Ф. Трофимов не вернулся, пропал без вести в мае 1943 года. А Григорий Дмитриевич, рискуя жизнью, водил поезда всю войну. За нелегкую, ответственную и опасную работу после войны его наградили орденом Ленина.
На железной дороге работали семьями, отец старался устроить на работу своего сына, старший брат младшего. У Екатерининых на железной дороге работал старшим кондуктором Петр Матвеевич. Путь от рабочего вагоноремонтного пункта до машиниста прошел его сын Николай Петрович. В вагоноремонтный пункт Н.П. Екатеринин пришел работать во время войны мальчишкой, и очень гордился тем, что получал паек как взрослый рабочий – 600 гр. хлеба (все – по 300 граммов). Машинисты и кондукторы в каждую поездку получали единый транспортный талон, на который приходилось 300 гр. хлеба, 100 гр. колбасы, 20 гр. сахара, 20 гр. табака. Для того голодного времени это считалось роскошью. В настоящее время машинистом работает сын Н.П. Екатеринина - Аркадий. Главным кондуктором работал и брат Николая Петровича - Порфирий (дядя Поша).
Трудились на железной дороге так же братья Федотовы: Леонид Иванович машинистом на мотовозе, Михаил Иванович ремонтировал паровые котлы. Сейчас машинистом работает сын Леонида Ивановича - Константин Леонидович. Отец моей подруги Люси Владимир Иванович Никитин работал сварщиком в аварийно-восстановительном поезде. В случае ЧП ему тут же нужно было прибыть на место, поэтому у них одних в деревне был установлен телефон. Монтер контактной сети, мастер контактной сети, начальник контактной сети – это трудовая дорога Николая Яковлевича Трусова.
Вот сколько односельчан из Новинок работало на железной дороге. В их числе были и мои родные. По рассказам своего отца я знала, что на железной дороге работал брат моего деда Сергей Александрович Андреев, 1883 года рождения. Он был кондуктором, погиб на железной дороге в 1935 году. Его сын Николай Сергеевич Андреев всю жизнь проработал машинистом. Дочь Николая Сергеевича Валентина Николаевна Исаева – учительницей, железнодорожной школе №114 она отдала 34 года. Зять Н.С. Андреева - Сергей Мельников - работал проводником, его сестра Александра Сергеевна Булыгина бухгалтером: сначала в санпропускнике, потом в ТН. Ее муж Василий Петрович работал дежурным механиком на железнодорожной подстанции.
Мой дед Иван Александрович Андреев так же работал на железной дороге, но в 1923 году заразился тифом и умер. Моя бабушка Анна Ивановна Андреева ходила по домам, где жили машинисты, и наряжала их на работу: сообщала, когда надо идти в рейс (раньше телефонов не было). Старший брат моего отца Виктор Иванович работал помощником машиниста и трагически погиб в поездке в 1938 году. В вагоноремонтном пункте железной дороги трудился и муж сестры моего отца - Василий Тимофеевич Моисеев (во время войны он работал начальником ВРП).
«Железнодорожный стаж» моего отца Андреева Ивана Ивановича около 40 лет. На железную дорогу он пришел работать слесарем после окончания ФЗУ в 1934 году на 3-й вагонный участок. Затем работал бригадиром, мастером, был направлен в Москву на среднетехнические железнодорожные курсы, откуда его в 1940-ом забрали в армию. Затем была война. После нее в 1945 году отец вернулся на железную дорогу - мастером на 3-й вагонный участок. Опять были курсы и опять принят мастером годового ремонта, откуда в 1947 году перемещен мастером в ЖУ-2. В 1956 году в связи с ликвидацией железнодорожного училища отца перевели в железнодорожную школу №54 на должность преподавателя по труду. В 1961-ом он стал работать в новой железнодорожной школе №109 – тоже был учителем труда, вплоть до ухода на пенсию. Династию железнодорожников в семье И.И. Андреева продолжили его внук - Алексей Сергеевич Андреев, стаж работы которого 14 лет. Железнодорожником был и брат Валентин Иванович Андреев. Его общий трудовой стаж 46 лет. После окончания школы перед самой войной он устроился на железную дорогу. Оттуда его взяли на фронт, туда же и вернулся – в вагонное депо. Перед пенсией работал приемщиком вагонов. Сейчас на железной дороге работает бухгалтером его сноха Нина Николаевна Андреева. Если сосчитать общий стаж работы всех моих родных, то получится не одна сотня лет! А трудовая биография всех моих земляков еще длиннее!
Назвав многих, невозможно перечислить всех, чья жизнь прошла на железной дороге, и кто сейчас трудится там. Но всех железнодорожников и их семьи хочу поздравить с Днем профессии и 135-летним юбилеем со дня прокладки Александровской ветки железной дороги Александров-Ярославль. Желаю всем благополучия, здоровья и добра!
Т. ПОПОВА,
г. Александров.