Основные «орудия» труда - челнок, крючок, иголка, нити, камни из стекла, самоцветы, бисер. Умело пользуясь этими инструментами, мастер создает настоящие произведения искусства. Так на свет появляются колье, броши, заколки, браслеты, панно, серьги… Всего не перечесть. Да и возможно ли, когда эта техника существует уже много веков.
Однозначного мнения о стране ее происхождения нет. Однако, специалисты склоняются к арабским странам. В XVII веке в Англии большой вклад в развитие фриволите внесли монахини, и большинство схем изделий, которые сейчас именуются «схемами классического фриволите», создали именно они. В Россию техника пришла из Франции. В XIX и начале XX века у нас был издан ряд книг по рукоделию, содержавших небольшие разделы по технике челночного кружева (фриволите), где давались основы фриволите и некоторые несложные образцы.
- Фриволите – это кружева из мягких ниток (капрон, лавсан, люрекс), - рассказывает Марина Владимировна, - они держат основу. Потом кружева расшиваются камнями – это то, чем я и занимаюсь. Техника, в которой я работаю, называется АНКАРС.
СПРАВКА О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МАСТЕРСКОЙ «АНКАРС»:
В 1992 году в Москве, в Ново-Переделкине, так же как и в Санкт-Петербурге, открылись курсы фриволите. В 1996 году коллектив мастеров получил название «Художественная мастерская "Кружевница". Со временем удалось восстановить то качество работы, которым отличались старые мастера, появилась возможность работать с нетрадиционными для фриволите материалами («тонкими скользящими нитями»), и через некоторое время мастера полностью перешли на них, разработав соответствующую технику плетения. Вскоре их изделия стали значительно отличаться от традиционного фриволите. И в декабре 1998 года коллектив превратился в «Художественную мастерскую "АНКАРС"» (аббревиатура из имен и фамилий мастеров А. Розановой, Е. Степной и А. Сафоновой), а в апреле 2001 года мастерская получила звание народного коллектива.
Окончив кольчугинский техникум, по специальности техник-электрик, М.В. Черевникова устроилась работать по специальности на балакиревское предприятие.
- В руки мне попал журнал с объявлением, в котором говорилось о приеме на курсы, - вспоминает мастер. - Я решила ездить – они проходили в Москве.
О первом своем занятии на курсах мастер рассказывает с улыбкой, потому что тоже пришлось потрудиться.
А вот с камнями тогда выручал ВНИИСИМС. Марина Владимировна одно время возила камни своим коллегам. В некоторых каталогах в графе «материалы» стоит надпись «александровские самоцветы». Сейчас пришлось перейти на самоцветы Сваровски.
- Москвичам, конечно, проще купить материал, а мне приходится ездить за ним, - рассказывает М. В. Черевникова.
Заниматься будущий мастер начала в 2001 году, по-прежнему работая на своем месте по специальности. Рукоделию училась 8 месяцев. Приходила с работы и плела.
Рабочее место Марины Владимировны – стол (который одно время и не убирался), а на нем необходимый для работы материал. Но, когда в семье появился маленький, все необходимое пришлось убрать.
- Первые выставки, в которых я участвовала, - рассказывает мастер, - проходили в Москве на ВДНХ, в Доме моды Вячеслава Зайцева.
В Александрове у М.В. Черевниковой было несколько выставок, одна персональная. Недавно проходила выставка на Арбате в музее имени А.Н. Скрябина. Одна из последних - на ВДНХ на ежегодном фестивале народных мастеров и художников России «Жар-Птица», куда мастер возила своих воспитанниц. Девочкам очень понравилось.
Фотографии выставочных работ М.В. Черевниковой находятся в каталоге Союза художников «Искусство сегодня». Среди полученных наград у мастера – дипломы всероссийских выставок, грамоты.
Марина Владимировна является членом Союза художников России, ведущим мастером художественной мастерской «АНКАРС» и руководителем объединения «Фриволите» в балакиревском ДТ. Некоторые из ее работ находятся не только в России, но и в Чехии, Прибалтике, Южной Америке.
Когда к Марине Владимировне приходят ученицы, она сразу предупреждает, что процесс обучения сложный и кропотливый.
Чтобы сделать какое-то украшение, уходит от двух-трех дней до месяца, в зависимости от сложности работы и того, сколько времени посвящать рукоделию.
- Мы с девочками плетем браслеты, подвески, украшения для пасхальных яиц, - говорит преподаватель.
Коллеги Марины Владимировны тоже пытались научиться мастерству, даже ходили на занятия, но, наверное, как говорится, не каждому дано, как и в кулинарии, и в живописи, и в поэзии…
Н. ТАТЬЯНИНА.
Фото из семейного архива.