В этом году, 17 июля, исполнилось 90 лет со дня убийства царской семьи в Екатеринбурге и 18 июня столько же лет со дня казни великой княгини Елизаветы Федоровны около Алапаевска. Мир содрогнулся, узнав о таких злодеяниях, и со временем эти жертвы большевистского произвола были перечислены к лику святых Русской православной церкви.
Волею Божьей все они оказались немного причастны к истории нашей Александровской земли. Так весной 1913 года царская семья ездила на торжества, посвященные юбилею династии, в Кострому. А при возвращении оттуда, 23 мая, царский поезд остановился в Петровске, откуда Романовы совершили поездку в Переславль-Залесский. После этого в половине одиннадцатого вечера их поезд остановился на станции Балакирево. Об этом свидетельствуе, во-первых, краткая запись в дневнике государя и, во-вторых, скудные воспоминания балакиревцев. Говорили, что остановка была сделана из-за сильного тумана. Далее Николай II записал в дневнике, что 24 числа в 10 часов утра они были уже в Троице-Сергиевой лавре. Отсюда можно сделать вывод, что поезд из Балакирева ушел утром и вскоре прибыл в Александров. Безвременно умерший наш великолепный историк А.А. Масловский рассказал мне, что он слышал от старых александровсцев об :этом событии. Собравшиеся на вокзале жители города надеялись на такую встречу с августейшей семьей, какая произошла в Переславле. Но долгожданный поезд не остановился, а только замедлил ход. Царская чета вышла движущегося поезда на платформу и приветствовала собравшихся александровцев. Среди них пошли разговоры, что это было сделано из-за Александровской республики 1905 года. Рискну предположить, что встреча царской семьи с александровцами не состоялась по соображениям безопасности. Подтверждением этой гипотезы может служить рассказ старожила нашего города, а тогда, конечно, одиннадцатилетнего мальчика, А.Ф. Шишкина, который в разговоре со мной вспоминал о заколоченных чердачных окнах в домах около вокзала. Это было сделано как раз перед приездом царской семьи. Надо отметить, что в поезде кроме самого государя и государыни Александры Федоровны находились еще и великие княжны Татьяна, Ольга, Мария и Анастасия, а также царевич Алексей.
Если все они только один раз да и то совсем немного времена провели в нашем уезде, то сестра царицы, великая княгиня Елизавета Федоровна, имела прочную связь с нашей земле, по крайней мере, на протяжении нескольких лет. Этому способствовала огромная популярность Зосимовой пустыни среди православных людей на рубеже 19-20-го веков. Вот в этот-то монастырь, который называли тогда даже Северной Оптиной, и приезжала Елизавета Федоровна 15 раз на протяжении 1909-1912 годов. Во время посещений обители она стояла на церковных службах, причащалась и беседовала со знаменитым старцем Алексием, тоже будущим святым. У него же она несколько раз исповедалась. На поздравления к православным праздникам, посланные братией 1910-1912 годах, великая княгиня отзывалась теплыми, от души написанными телеграммами. Находясь под духовным руководством игумена этого монастыря, отца Германа, Елизавета, Федоровна активно хлопотала за него, попавшего в беду.
Дело в том, что в результате конфликта со своим учеником отец Герман был переведен в Махрищский монастырь. Стремясь возвратить его на прежнее место, великая княгиня каждую ночь вычитывала акафист Божьей Матери «Всех скорбящих радости». Ее усилия, к счастью, не пропали даром и отец Герман вернулся обратно, пробыв в «ссылке» всего около полутора месяцев. К слову, впоследствии он тоже был признан местночтимым святым.
Кроме упомянутых уже дел Елизавета Федоровна оставила о себе и, так сказать, существенную материальную память. Она пожертвовала 6000 рублей на постройку двухэтажного каменного здания, сооруженного в 1912 году. В нем на верхнем этаже разместились кельи обоих упомянутых будущих святых, а на нижнем – аптека и богадельня. Вот такой след оставили эти 8 членов семьи Романовых на нашей земле. Всего же, по моим подсчетам, к ней имеют большее или меньшее отношение около 30 святыхнашей церкви. И каждый из них достоин отдельного рассказа.
А. САВИНОВ,
историк.