Сельцо Карабаново до 1880 года считалось в приходе церкви прп. Сергия села Махра, то есть находилось в 5 верстах.
Трудно было добираться до храма в дождливую слякотную погоду, а весной широко разливались речки – досадное препятствие к посещению храма. Да и сам храм был маловместителен. Рабочих в Карабаново было много – до 3500-4000 человек. Нуждались в посещении храма и дети рабочих, учащиеся фабричной школы.
Чтобы облегчить удовлетворение духовных потребностей рабочих, хозяева мануфактуры – братья Барановы обратились во Владимирскую духовную консисторию с просьбой разрешить им открыть при фабрике храм с образованием самостоятельного прихода, впоследствии – одного из многочисленных по числу прихожан. Желаемое разрешение было получено. Проект церкви был подготовлен талантливым епархиальным архитектором Н.А. Артлебеном. К строительству приступили в 1875 году.
Вот как описывается день закладки храма: Преосвященный – архиепископ Антоний после Божественной литургии в Александровском соборе, в особом поезде, в сопровождении строителей и приглашенных отправился на место постройки – на возвышение, которое вскоре назвали Церковной горой. Для совершения молебствия на месте будущей Троицкой церкви была устроена обширная, украшенная коврами и зеленью, палатка, где находились иконы, хоругви и другие церковные принадлежности. После совершения положенного молебствия, под восточную, алтарную стену, была положена бронзовая доска с вырезанной на ней надписью. Ливший накануне дождь за 3 часа до молебствия прекратился, небо рассияло. Несмотря на большое стечение народа, служба прошла в совершенной тишине. По окончании службы многие из присутствующих клали на столики деньги, холст и даже хлеб.
13 июня 1880 года церковь освящал епископ Владимирский и Суздальский Феогност. Троицкая церковь получилась просторной и вмещала до 2000 человек. Рядом с ней появилось кладбище. Приход, кроме Карабаново, включал деревни Зеленцино и Степково. Прихожанами были местные крестьяне, занимающиеся хлебопашеством, промышленностью на фабриках и жжением угля, а также военные.
С самого начала рабочие и служащие постоянно делали пожертвования на устроение и украшение своей церкви. Кроме фабричных, большие суммы собирали местные граждане мещанского и купеческого сословий. Только на колокол было собрано около 2000 рублей. Хозяева мануфактуры, кроме основных затрат на сооружение храма, в 1896 году пожертвовали 2135 саженей земли на расширение кладбища. Ими же к дополнительным работам по расширению храма был привлечен архитектор. Л.Н. Кекушев.
Почти с начала открытия храма, службу в нем осуществлял священник Александр Сокольский.
Александр Сокольский вошел в историю владимирского православного духовенства, как талантливый проповедник и проводник слова Божия среди местного населения, особенно среди фабричных рабочих. Как говорил отец Александр, «мои слушатели простые фабричные рабочие, коим ни одну из бесед нельзя читать целиком; моя беседа – простой рассказ прочитанного с разными дополнениями. Слушателей часто было более 300 человек. Беседы проводились не только в церкви, чаще в фабричной чайной, где рабочих угощали чаем. Священник был отмечен всеми церковными наградами и гражданскими золотыми медалями. Только благодаря воспитательной деятельности Александра Сокольского, рабочие Карабанова практически не поддержали революционных волнений в Александрове и Струнино.
С 1870 года при фабриках для детей рабочих работала начальная школа. Барановы старались привлечь на работу в эту школу талантливых и образованных преподавателей. И преподаватели, и священники получали высокие оклады от Барановых, которые умели подбирать и ценить своих служащих.
В. БОРАВСКАЯ.