Существует довольно спорное высказывание историка В.О. Ключевского: «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые «беспомощны, потому что их слишком много».
Что же нужно сделать, чтобы неординарных, талантливых людей стало больше? Казалось бы, абсурдный вопрос. Ведь, в первую очередь, таланты рождает сама природа, и, по словам Наполеона, « Гениальные люди – это метеоры, призванные сгореть, чтобы одарить свой век». Но нельзя сбрасывать со счетов и процессы образования и воспитания, ведь именно с их помощью проходит формирование таланта, появляется возможность его проявления.
Наша средняя школа № 13 является общеобразовательной, но и в рамках этого самого «общего» образования можно сделать что-то для того, чтобы одаренным детям здесь было комфортно, интересно, нескучно. Так в 2005 году появилась программа «Одаренные дети». Ее задачами можно считать и развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей детей, и обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей ребенка, и, конечно же, развитие у одаренных учащихся качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений.
В первую очередь, возможность проявления способностей лежит в основе предметных олимпиад. К сожалению, не все предметы в настоящее время могут похвастаться победителями. Традиционно побеждают наши учащиеся в олимпиадах по истории, обществознанию, экономике, английскому языку. В прошлом учебном году I место в муниципальной олимпиаде по обществознанию заняла ученица 11 «А» класса Мария Фомичева. А ведь Маша еще и замечательно поет, ежегодно занимает призовые места в фестивале «Музы и дети» в самых разных номинациях. В 2007 – 2008 учебном году стала стипендиатом движения «Одаренные дети». Выпускница 2008 года Анастасия Щипакова заняла II место в районной олимпиаде по истории. Все городские и областные конкурсы, связанные с историей и краеведением, не проходили без участия Насти. А вот еще один победитель – учащийся 9 «Б» класса Михаил Мухин. В прошлом году Миша, будучи учеником 8 класса, принимал участие в олимпиаде по информатике наравне с 10-ти и 11-тиклассниками. Заняв I место в муниципальном этапе, он стал участником областной олимпиады.
Когда рассматриваешь отчеты учителей – предметников об итогах школьных олимпиад, мелькают одни и те же имена: Анна Азова (11 «А»), Полина Юдина (11 «А»), Елизавета Денисова (11 «А»), Мария Зуева (10 «А»), Павел Чернышов (9 «Б»), Михаил Мухин (9 «Б»), Сабина Карасева (9 «Б»), Ирина Паркина (9 «Б»), Светлана Чайка (11 «А»). Это и есть наше интеллектуальное достояние, наши звезды. Спасибо педагогам, сумевшим увидеть талант, дать возможность ему проявиться. Огромный вклад в подготовку победителей и призеров олимпиад вносят С.Ю. Завалихина, А.И. Морозова, В.В. Бакеев, А.О. Семенкович, Н.В. Фомичева, Т.Ф. Ягупова, Т.Я. Спирова, Е.В. Ерошкина, О.Ю. Соболева.
Помимо «олимпийского движения» в школе действуют факультативные и элективные курсы, кружки, спортивные секции и студии. Стоит вспомнить и победы школьной команды по баскетболу, и ежегодные призовые места ансамбля бального танца «Грация» на районных и даже областных конкурсах. Заслуга в этом тренеров П.Л. Кряжкова, А.Н. Веселовой, Т.Ю. Падий, В.А. Михеева и Т.Н. Михеевой.
Мы не ищем таланты, а помогаем им раскрыться, увидеть свою уникальность, востребованность.
Наверное, в 6-м классе пришла в Александровский центр туризма Лиза Денисова, ученица теперь уже 11 «А» класса. Пришла вместе с одноклассниками, чтобы готовиться к школьному турслету. А занимается и по сей день. В 2007 – 2008 учебном году она заняла I место в районной краеведческой конференции «Отечество», выступая с докладом, повествующим о святых местах нашего края. А потом Лиза стала участницей финала Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», работая в секции «Культурное краеведение» в апреле 2008 года.
С 2002 года в школе «действует научное общество «Навигатор», цель которого - формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, умений ориентироваться в информационном пространстве, приобретение ими навыков ведения поисковой работы. Руководит обществом заместитель директора по научно- методической работе В.Н. Мельникова. Общество «Навигатор» объединяет несколько предметных секций: языкознания и МХК (руководитель Е.В. Макарова), математики и физики (З.А. Ветрова), химии и биологии (Н.В. Фомичева), истории и обществознания (С.Ю. Завалихина). Ежегодно в рамках деятельности ШНО проходят научная конференция и «Интеллектуальный марафон». Учащиеся выступают с докладами, защищают рефераты, представляют компьютерные презентации и социальные проекты. Во время марафона команды классов передвигаются с одной предметной станции на другую, успевая ответить на неординарные и увлекательные вопросы. Выявляются и новые «звездочки». Таким абсолютным победителем марафона стал в 2007 – 2008 учебном году учащийся 5–го (а теперь 6 «В») класса Дмитрий Буров.
Огромный вклад в работу с одаренными детьми вносит «Школа завтрашнего дня», или, как ее еще называют, «пилотная» школа. Сама система работы с детьми, способы общения, атмосфера способствуют проявлению творческих способностей ребенка. Углубленное изучение английского (а с 7- го класса и второго, немецкого) языков, информатики, риторики позволяют создать качественно иной уровень образования. В «пилотных» классах преподаются ритмика и музыкальный театр. Ребенок получает возможность реализовать себя в полной мере. Директор школы Т.И. Шарова и заместитель директора по «пилотной» школе Е.В. Ерошкина серьезно занимаются подбором кадров и повышением квалификации педагогов, работающих в подобных классах.
Каждый год, весной проходит итоговый праздник «Школы завтрашнего дня», на котором ребята демонстрируют свои достижения: поют, танцуют, показывают навыки перевода, инсценируют.
Попечительский совет ежегодно вручает лучшим учащимся не только дипломы, но и денежные премии. Каждый понимает, что интеллектуальный капитал – это залог успешного будущего.
Когда-то И. Гете сказал: «Таланты образуются в покое, характеры – среди житейских бурь». Последних в нашей непростой жизни и так хватает. А значит, современная школа призвана создать по-настоящему комфортную обстановку, в которой можно вырастить истинные таланты.
Е. МАКАРОВА,
заместитель директора по УВР школы №13.