27 октября произошло эпохальное событие: Анатолий Чубайс услышал-таки призыв “Единой России” ограничить рост тарифов на электроэнергию. То, что партия требовала начиная с февраля, наконец дошло до сердца главного энергетика страны. Дошло – и произвело неоднозначную, как говорится, реакцию.
С одной стороны, Чубайс расщедрился и решил снизить тарифы на электричество на 20% для населения. Но чтобы жизнь всем подряд медом не казалась – лишь в пяти областях и лишь на шесть месяцев. С другой стороны, Анатолий Борисович разразился гневными высказываниями по адресу “Единой России”, давно и аргументированно критиковавшей тарифную политику руководства РАО ЕЭС. С благородным негодованием лидер СПС обрушился на агитматериалы единороссов, в которых были карикатуры на Чубайса. При этом он произнес странную фразу, над логикой построения которой долго ломали голову журналисты. Единороссы, сказал Чубайс, “пытаются забежать вперед батьки и тем самым рискуют оказаться впереди паровоза”.
Есть две всем известные пословицы: “вперед батьки в пекло не лезь” и “не надо бежать впереди паровоза”. Соединив их, Чубайс дал общественности сразу несколько серьезных поводов для размышлений. Возникает целый ряд вопросов.
1) Что это за пекло, путь в которое единороссы должны уступить Чубайсу?
2) Если Чубайс батька, то чей, и в каких отношениях он находится с другими батьками – в частности, Махно, Кондратом, Лукашенко?
3) Что символизирует собой пресловутый паровоз и какую опасность он представляет для “Единой России”, заставляющей Чубайса умерить аппетит? Нет ли тут скрытой угрозы физической расправы с политическими противниками?
Приятно, что наши листовки вызвали такой неподдельный интерес. Вдвойне приятно – предложенное Чубайсом снижение тарифов. Это доказывает, что наши усилия приносят плоды и что работу, начатую в феврале, нужно продолжать и дальше.
Неприятно другое – то, что Чубайс, уступая требованиям и нашей партии, и независимых экспертов, и просто возмущенной общественности, объявил о снижении тарифов только за месяц до выборов, только в пяти регионах и только на полгода. Никакой загадки в этом, конечно нет. У главного приватизатора России теплится надежда, что в этих пяти облагодетельствованных регионах избиратели более активно проголосуют за СПС, благодаря чему “правым”, глядишь, хватит голосов для преодоления пятипроцентного барьера.
Чубайс, конечно, пытается использовать свое служебное положение в целях избирательной кампании и не чурается при этом популистских мер. Если бы подобными методами пользовалась “Единая Россия”, Борис Грызлов, наверное, должен был бы отменить на время избирательной кампании ограничения скорости на российских дорогах или уменьшить штрафы за нарушения правил дорожного движения (скажем, на 50%).
“Единая Россия” неоднократно выходила с инициативой о снижении тарифов на электроэнергию, и это не предвыборный “пиар”, а принципиальная позиция партии. Напротив, “правым” в стремлении к дешевой популярности приходится использовать “административный ресурс” своего “батьки”. “Батька” же не брезгует политическим плагиатом.
Главное во всей этой странной истории с мистическим батькой, бегущим впереди паровоза прямо в пекло, заключается в том, что народ у нас не столь глуп, как того хотелось бы “правым”, и на мякине его не проведешь. Времена чубайсовских ваучеров давно прошли, примитивный подкуп избирателя не сработает. Люди отлично видят, кто есть кто, и на 20-процентные подачки Чубайса не клюнут. Все понимают, что пройдут выборы, и руководитель РАО ЕЭС сдерет с населения три шкуры за каждую копейку упущенной выгоды. Если, конечно, ему позволить. А прецеденты есть. Достаточно посмотреть на то, какими методами пользуется, например, в борьбе с должниками дочерняя структура РАО ЕЭС – “Дальэнерго”. В ход идут и веерные отключения целых городов, и судебные иски с требованием ареста имущества. Так может быть, Чубайсу лучше было бы сначала помочь Приморью и замерзающим “северам”? Впрочем, вопрос риторический.
С.ИВАНОВ.