В минувший четверг в литературно-художественном музее Марины и Анастасии Цветаевых в зале камерной музыки открылась выставка «Ровесник века». Посвящена она 100-летию со дня рождения известного скульптора Анатолия Ивановича Григорьева.
Родился он в 1903 году в Пермской губернии. Учился в Москве на художественном рабфаке и на скульптурном факультете Вхутемаса. Его учителями были знаменитые мастера И. Ефимов, В. Мухина и В. Фаворский.
Жена А. Григорьева – Ариадна Арендт – тоже не менее талантливая личность, выдающийся скульптор и художница. В Александрове, между прочим, несколько лет назад уже проходила выставка, связанная с этой фамилией и называлась она «Пять поколений семьи Арендт».
Анатолий Иванович плодотворно работал не только в довоенное время, но и в годы войны: выполнял портреты летчиков на военных аэродромах. Его работы выставлялись не только в нашей стране, но и за рубежом. Многие произведения скульптора хранятся в фондах Третьяковской галереи, Русского музея и в других коллекциях.
Есть они и в нашем Цветаевском музее (большинство из них как раз и представлены на открывшейся выставке). Самые известные работы, созданные А. Григорьевым, - это памятник М. Волошину в Коктебеле (при участии А. Аренд) и А. Пушкину в Феодосии.
Монументальных скульптур, как эти, на выставке мы, конечно, увидеть не сможем. Однако даже тот небольшой ряд произведений, представленных на суд александровцам, говорит о профессионализме А. Григорьева и умении чувствовать внутренний мир человека, отражая его в скульптурах. Бюст А. Пушкину, персонажи из «Евгения Онегина», М. Лермонтов, М. Волошин и другие работы – все это есть на выставке «Ровесник века».
Кстати, помимо небольших скульптур можно заметить и не совсем обычные произведения – маски (или как их называют некоторые - полуголовы). Связано это с тем, что небольшая мастерская не позволяла Анатолию Ивановичу изготавливать большие скульптуры, поэтому мастер обратился именно к такому исполнению работ. Кроме станковых произведений он создавал акварельные композиции и терракотовые «танагрские» фигурки (они тоже представлены на выставке). Надо заметить, что посетителям будет интересно посмотреть не только скульптуры, но и документальные материалы.
Судьба к скульптору оказалась неблагосклонной. После войны он был арестован и осужден на восемь лет. Сначала работал на общих работах, а после заступничества В. Мухиной и С. Меркулова был переведен в специальный лагерь для творческих людей, где и работал как скульптор. Он почти семь лет провел в тюрьмах и лагерях. Естественно, все тяготы жизни наложили трагический отпечаток на его внутренний мир. Все это, естественно, отразилось и на его работах. Кстати, на выставке есть чудом сохранившиеся уникальные вещи – это телогрейка с тюремным номером и ушанка А. Григорьева.
Умер скульптор в 1986 году в Москве, но похоронен в Коктебеле, так как вся его жизнь была связана с этим городом.
После открытия выставки начался концерт камерной музыки. К нам приехали наши давние знакомые и особо любимые александровской публикой лауреаты международных конкурсов Марина Чеха (рояль) и Татьяна Келле (альт). В этот раз они порадовали слушателей музыкой М. Глинки, Р. Шумана, И. С. Баха, А. Пьяццолы и малоизвестного, но очень талантливого композитора Александра Христианова. Также музыканты сделали подарок всем, кто пришел на открытие выставки – они исполнили два произведения Астора Пьяццолы, которые особенно понравились александровцам еще в конце марта, когда девушки приезжали на открытие очередной выставки. Это «OBLIVION» («Танго забвения») и «AVE MARIA». Публика рукоплескала стоя!
Также слушатели не остались равнодушными и еще к одной гостье – известному музыковеду, профессору Московской консерватории В. Келле. Валида Махмудовна оказалась очень интересной рассказчицей. Ее этюды предваряли выступления исполнителей, создавая целостность восприятия музыкальных произведений.
С. ГРЕКОВА.
Фото автора.