Вступающий в силу с 1 января таможенный кодекс не изменит единые ставки пошлин на иномарки. Зато позволит гражданам России временно ввозить автомобили, зарегистрированные за рубежом, безо всяких пошлин.
С 1 января 2004 года вступит в силу новый Таможенный кодекс РФ. В правительстве уверены, что документ излишне либеральный. Однако автовладельцам и перегонщикам автомобилей никаких существенных поблажек этот документ не предоставит. По крайней мере, если говорить о снижении таможенных ставок на автомобили.
Ставки на подержанные иномарки старше трех лет не изменятся ни в большую, ни в меньшую сторону.
Другое дело, что отныне повышение пошлин может быть введено не ранее чем через 90 дней после опубликования новых ставок. Как показал опыт прошлого года, даже за месяц можно завезти рекордное количество иномарок. А уж за три – и подавно.
Новая редакция таможенного кодекса приравнивает ставки по ввозу автомобилей для физических и юридических лиц. Правительство должно определить, на какие категории разделить ввозимые в страну машины, а затем уже будут выработаны ставки для каждой из таких категорий. Таким образом государство пытается сбалансировать ввоз автомобилей физическими и юридическими лицами. Возможно, по замыслу чиновников, если большая часть подержанных авто будет завозиться в страну компаниями, а не частниками, то покупатели таких машин будут защищены от приобретения автомобилей с криминальным прошлым.
Кстати, если старый кодекс не предусматривал срока давности за таможенные нарушения, то по новому закону он составляет три года.
Это значит, ввезенные в середине 90-х машины с «кривой» таможней после 1 января можно будет легализовать без доплаты пошлин.
«В принципе, новый таможенный кодекс не дает для нас ничего нового», – заявил «Газете.Ru» представитель фирмы «ТК Инжиниринг», занимающейся перегоном иномарок в Россию. – Ограничение максимального срока оформления в три дня ничего не поменяет – сейчас машину можно спокойно оформить за день…»
Единственное существенное изменение, которое может повлиять на рынок б/у иномарок, возможность временного ввоза. Новый кодекс позволяет ввозить в Россию автомобили, зарегистрированные за границей по предоставлению документа на право распоряжения. Иначе говоря, доверенности. В Европе такой практики нет, но «состряпать» документ для русского друга, причем не заверенный нотариально, не проблема. Максимальный срок, на который можно ввести такой автомобиль без уплаты пошлин, – полгода. После этого надо вывезти его за территорию России, а затем вернуть обратно.
Наверняка в ближайшее время будут выпущены документы, которые определят порядок временного ввоза.
Впрочем, никто не мешает российскому гражданину приехать уже 1 января на таможенный пост и со ссылкой на кодекс оформить временный ввоз. Благо, методика есть – граждане других стран, путешествующие по России на машине, ею успешно пользуются.
«После легализации временного ввоза наверняка появятся мелкие фирмы, которые будут предоставлять гражданам услуги подобного рода, – говорит руководитель «ТК Инжиниринг». – Например, можно зарегистрировать целый парк машин в той стране, где низкие ставки налогов и пошлин, и писать «доверенности» от их хозяев. При этом машина будет спокойно кататься по России и, может, даже никогда не побывает на своей «формальной» родине. За некоторую сумму можно будет договариваться с таможенниками, чтобы машину не приходилось раз в полгода гонять за границу. А обойти полугодовое разрешение также легко… По крайней мере, пока нет единой базы данных. Допустим, первый раз ввезем машину через Торфяновку (основной пропускной пункт на границе России с Финляндией на трассе Петербург–Хельсинки), а второй, к примеру, через Находку».
Не обязательно будет и связываться с такими фирмами. Имеющие, допустим, знакомых в Литве могут спокойно приехать в эту страну, купить недорого машину на местном авторынке, зарегистрировать ее на друзей, и приехать на полгода в Россию. Затем вернуться и выехать из Литвы через соседний таможенный пост.
Таможенники, впрочем, сами обеспокоены этим обстоятельством. «Мы считаем это весьма опасным обстоятельством, – цитирует «За рулем» заместителя начальника главного управления федеральных таможенных доходов ГТК Елену Цветкову. – Опасаюсь, что многие из машин будут с «криминальным прошлым»… И вообще, каким образом отслеживать пути-дороги этих иностранных автомобилей по России – пока не ясно».