27 января Россия отметила минутой молчания великую и трагическую дату – 60 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Этот день объединил самых разных людей – тех, кто пережил ужасное испытание, кто слышал о нем рассказы родных и близких, кто видел документальную кинохронику и читал воспоминания блокадников.
Прорыв Ленинградской блокады стал самой впечатляющей победой Великой Отечественной войны после Сталинграда. Мы знаем, что особенно тяжелым периодом для жителей города и его защитников оказалась зима 1941-1942 года. Вся тяжесть голодного существования в Ленинграде легла на плечи гражданского населения. Известно, что за годы блокады умерло от голода, холода, бомбежек и артобстрелов около 850 тысяч мирных жителей.
Единственным спасением стала ледовая дорога, которую потом стали называть Дорогой жизни, проложенная по льду Ладожского озера. Через нее осуществлялись подвоз продовольствия и эвакуация.
Несмотря на то, что свыше 50 тысяч ленинградцев было эвакуировано, многих из них так и не удалось спасти. Они умерли либо по дороге следования, либо в госпиталях.
Основной поток эвакуации проходил по железной дороге в направлении на Вологду. Много захоронений эвакуированных блокадников есть в Вологде, в Череповце и некоторых других северных городах. Есть они и в нашем округе. Умерших насчитывается около 3,5 тысяч человек. Вот что об этом вспоминает Анатолий Владимирович Родителев, в то время работавший дежурным по станции Струнино:
- Когда немцы взяли Дмитров и подошли к Яхроме, на железной дороге был открыт участок от 81-го километра на Дмитров. По трассе, начиная от Поворово-2, стали проходить составы через Александров. Причем, сформированы они были из товарных поездов – «теплушек», оборудованных нарами, на которых везли эвакуированных жителей Ленинграда.
Все поезда, двигающиеся в этом направлении, останавливались в Струнине в ожидании свободного пути, так как эта станция была предузловая (железнодорожники знают, что это означает).
Умерших людей из «теплушек» выносили железнодорожники. И погибшие были захоронены на старом кладбище (по неустановленным данным – около 500 человек). Сейчас точное место захоронения установить нельзя, так как в послевоенное время в том районе была взорвана часовня.
В Александрове умерших складывали прямо на перроне, штабелями. И на лошадях вывозили хоронить. Часть захоронений – на старом александровском кладбище. Но больше всего (свыше 2,5 тысяч человек) захоронено в местечке Ликоуша на южном склоне северной стороны Дичковского озера.
Рощу Лукоушу у нас знают многие. Видели и бюст Скорбящей матери. В нескольких метрах от него – обелиск, установленный в память блокадникам, умершим во время эвакуации в 1942 году.
А. Родителев также хорошо знает историю Некрополя ленинградцев, так как был одним из инициаторов его установления. Прежде чем появиться на этом месте бюсту Скорбящей матери, Анатолию Владимировичу пришлось обивать пороги многих кабинетов. Первая скульптура, названная Родина-Мать, предполагалась из гранитной крошки. Она была заказана еще железнодорожниками, но без утверждения эскиза и разрешения городских властей. Поэтому продолжительное время пролежала на складе станции Александров и в результате была все-таки передана в один из совхозов района.
Другую скульптуру заказали школьники и комсомольцы города - за счет средств, вырученных от сдачи металлолома. Но и этот памятник постигла неудача. На него тоже не оказалось утвержденного эскиза и разрешения властей. Изготовленная скульптура долго лежала на одном из предприятий города среди металлолома. Позже она была найдена и отреставрирована, и до установки (пришлось все делать по правилам) хранилась на какой-то военной базе.
Вы спросите, а откуда крест? Оказывается, что при освящении памятника священнослужители поставили условие – обязательно должен быть установлен православный крест. Его изготовили на Опытном механическом заводе, и открытие мемориала состоялось 9 мая 1995 года.
…Ежегодно в торжественно-траурном шествии принимают участие железнодорожники, школьники, ветераны Великой Отечественной войны, защитники Ленинграда и жители блокадного города, которых с каждым годом становится все меньше. И сколько бы не прошло времени, к этому памятнику, как и к другим, не должна быть забыта дорога, так как о великом подвиге советского народа надо помнить всегда и всем: как нам, так и будущему поколению. Вечная им слава и низкий поклон!
А. КАРДАШ.
Фото Ю. САЛКИНА и автора.