При пожаре звонить "01"! Кому это не известно?!
Теперь на центральный пункт пожарной связи можно звонить не только по поводу пожаров. "01" с недавних пор - это телефон спасения. А значит, сюда можно звонить в каждом из случаев, когда человеку нужна срочная помощь.
Оперативное реагирование, адекватная реакция на эти сигналы бедствия - цель создания единой службы спасения. Центральный пункт пожарной связи объединил диспетчеров пожарной части, которые всегда занимались приемом сигналов о пожарах, и оперативных дежурных управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Все они - грамотные, хорошо подготовленные люди, которые прекрасно знают, что надо предпринять в той или иной ситуации.
- Предположим, звонят по мобильной связи и сообщают, что не могут дозвониться до "скорой". Диспетчер соединяется по другому телефону со "скорой" и выступает как бы передаточным звеном между медиками и звонящим. Звонок сюда с любого мобильного бесплатный. Нередко нам сообщают о дорожно-транспортных происшествиях, информацию о которых мы немедленно передаем в ГИБДД. Если нужна и наша помощь - выезжаем. Нередко помогаем тем, у кого оказалась заблокированной металлическая дверь, во многих других ситуациях, - рассказывает дежурный диспетчер ПЧ-17 В.В. Горькова.
Примитивно, конечно. Диспетчерская должна быть обязательно оснащена пультом, посредством которого диспетчер одним нажатием кнопки соединяет обратившегося за помощью с той службой, которая требуется. Но пульта, увы, пока нет. Служба спасения на стадии становления и еще не оснащена ни современной связью, ни техникой, ни достаточным кругом специалистов, которые бы могли оказать первую помощь пострадавшему. Тем не менее уже нередко помогает в сложных ситуациях.
- Поступило, например, такое сообщение. Умерла бабушка на улице Радио. Из родственников - сын, которой на сообщение соседей о смерти матери не отреагировал и не приехал. Связываемся с соответствующими службами и решаем эту задачу, - продолжаем беседу уже с оперативным дежурным по ГО и ЧС Н.Н. Уральским. - Во время отключений света звонков очень много.
- Ну, в подобной-то ситуации вряд ли чем можете помочь...
- Не скажите. Служба ГО и ЧС - это серьезная структура. К примеру, в конце прошлого года во время больших отключений света активно действовали по своим каналам. Сделали расчет: к примеру, 29 декабря были отключены 9 котельных, 130 домов, 7052 квартиры. Выходили на Владимир к оперативному дежурному по области, оттуда в свою очередь во "Владимирэнерго". Свою роль в стабилизации ситуации мы, считаю, сыграли.
О том, когда служба спасения будет соответствующим образом оснащена, спросим начальника отряда Государственной противопожарной службы Александра Анатольевича Павлова.
- Сейчас администрация округа дала нам задание подготовить смету - что необходимо нам для обеспечения нормального функционирования службы. Исходя из наших запросов, будет решаться вопрос о выделении средств.
- Оснастить службу должен муниципальный бюджет?
- Да, вся пожарная служба теперь переходит на местный бюджет. В Федеральном законе о пожарной безопасности сказано, что защита населения входит в функции органов местного самоуправления. Этот закон начинает выполняться, и службы системы пожаротушения, МЧС передаются в органы местного самоуправления. Конечно, это нас не радует, бюджет округа, сами знаете, слабенький, а требуются сейчас большие денежные вливания. Нужна не только связь, но и специализированная машина для службы спасения, нужны, наконец, люди. Службы спасения создаются на базе пожарных отрядов, в функции пожарных, которые прошли программу подготовки, вменены и спасательные работы. Но у нас нет достаточного количества людей для того, чтобы взять на себя дополнительные функции. Если пожарные тушат пожар, то ехать на аварию некому. Мы вынуждены вызывать людей из домов. Да, мы выезжаем на аварии, но это делается пока за счет внутренних резервов, в ущерб людям.
Но все это не самое главное. Сложности первого этапа, думаю, со временем утрясутся. Главное, мы приступили к этой работе по объединению сил. Кстати, начали первыми в области - у нас обкатывается пилотный проект. Сначала было трудно, случались нестыковки - сейчас начинаем лучше понимать друг друга, что положительно сказывается на работе.
- На память приходит фильм об американской службе спасения "911". У нас так будет?
- Мы пошли несколько иным путем, создавая службы спасения на базе пожарных отрядов. Но суть от этого не меняется. Она состоит в том, чтобы были специалисты, способные в любых ситуациях прийти на помощь человеку. Думаю, что все получится. Хотя бы потому, что денег у нас не хватает, но люди другие, подходы к тушению пожаров, к спасению людей другие - они больше берегут себя, мы в первую очередь стремимся спасти людей.
- Похвально, конечно, но правильно ли?.. Специалистов ведь тоже надо беречь. В первую очередь тем, что оснастить их всем необходимым для работы.
- Согласен. Но средств не хватает. В бюджет округа 2004 года на эти цели они не заложены. А много ли смогут выделить из какого-нибудь резервного фонда? Понимание есть, но возможности очень ограничены.
***
А в заключение несколько советов для тех, кто собрался набрать "01". Прежде чем сделать ложный вызов с мобильного телефона, что в последнее время стало практиковаться, подумайте о том, что в этот момент кому-нибудь действительно нужна помощь. И не думайте, что вы неуловимы: номер мобильного не так уж сложно вычислить - этим "01" собирается сейчас вплотную заняться, чтобы провести показательные процессы, обратившись в суд.
И еще. Как вы думаете, если по "01" позвонил человек, который не может открыть дверь квартиры, чтобы в нее войти, а в это время 2-летний ребенок заходится плачем за запертой дверью другой квартиры, куда поедут в первую очередь спасатели? Правильно. Они в первую очередь будут спасать ребенка. Так что второй совет от наших начинающих спасателей - умейте понимать.