На прошедшей неделе в здании администрации округа Александров состоялось совещание начальника департамента образования администрации Владимирской области М.Корешкова с руководителями управления образования и директорами школ нашего округа. Тема совещания: «Модернизация системы образования во Владимирской области».
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей корреспонденцию, затрагивающую одну из наиболее животрепещущих проблем школы – кадровую.
Началась встреча с главой департамента с минуты молчания. В память о детях, погибших на пожарах в Махачкале и в Якутии. Ну, а потом началось это весьма своевременное и плодотворное совещание.
Михаил Викторович Корешков сказал, что отдельно проблемы Владимирского образования не существует. Потому что недостатки есть у всего российского образования. И из них уже вытекают те, с которыми более или менее удается бороться на нашей земле.
Есть более «продвинутые» в плане образования регионы. Но они существуют как отдельные страны, и с ними нам сравниваться пока нельзя. Это, конечно же, Москва, Санкт-Петербург и Самара (первая экспериментальная площадка).
Во Владимирской области самая главная проблема - это кадровая политика в области образования. Точнее, ее полное отсутствие. Школы работают на старом потенциале. В области около 50% педагогических кадров пенсионного и предпенсионного возраста. Молодые учителя в школы практически не идут. Нехватка педагогических кадров по Владимирской области составляет около 1.000 человек. Это, в первую очередь, касается округов и районов, граничащих с Москвой – Киржачского района, округов Александров и Кольчугино, откуда педагоги уезжают на работу в Москву и область.
Очень сложно стало работать руководителям образовательных учреждений. Если раньше многое строилось на энтузиазме, то молодые педагоги приходят в школу совершенно другими, никто из них работать за «спасибо» не собирается. Да так и не должно быть. Хватит эксплуатировать постоянный энтузиазм учителей, надо достойно оплачивать работу.
Во Владимирской области принято 105 постановлений, которые защищают отдельные категории педагогических работников, поднимая их статус, обеспечивая рядом льгот. Сельским учителям, к примеру, обеспечен бесплатный проезд до места работы. Не забыты и молодые специалисты, для них установлены надбавки к заработной плате.
В России минимум регионов, где ответственность за заработанную плату и компенсацию книгоиздательской продукции взял на себя областной бюджет. К таким регионам относится и Владимирская область. Теперь эти выплаты гарантирует не муниципалитет, а областной бюджет. За прошедшие три месяца деньги на зарплату учителям перечисляют предварительно. Поэтому никаких задержек с выплатой нет и быть не может.
И все же число педагогов, которых поставляет высшая школа, резко уменьшается. Получается так: государство платит за подготовку педагогических кадров немалые деньги, а после окончания ВУЗа они уходят куда угодно, только не в школу. Поэтому следует возвратить систему обязательной отработки после окончания института (для тех, кто получил образование за счет государства). Если молодые учителя не хотят работать в школе, то стоимость обучения (это приблизительно 50.000 рублей), должна быть возвращена государству. Педагогические вузы должны готовить кадры для школ, а не для коммерческих заведений, куда часто уходят выпускники.
Но пока в правительстве отклика это предложение не нашло. Наоборот, оно навлекло гнев защитников прав человека, которые сравнивают такую систему с рабством.
Зато большая часть выпускников педагогических колледжей идет работать в школу. Расширен спектр предметов, по которым теперь в педагогических колледжах готовят специалистов. Отсюда выходят учителя среднего звена, русского и литературы, трудового обучения, физкультуры, истории и иностранного языка.
Сегодня дорабатывается законопроект о статусе педагогического работника Владимирской области. Он расширяет не только обязанности, но и льготы. Как это, например, сделано в Москве. В администрации обсуждается возможность возвращения к системе школьных квартир. Потому что перед начинающим работать учителем встают две основные жизненные проблемы: деньги и жилье.
Школа - это не просто стены, не только парты с учебниками, школа, прежде всего, - это учительский коллектив, который формируется годами. Если он не сформировался, то школы нет. Если в учительском коллективе согласие и понимание, то и молодежь получает достойное обучение, воспитание, общение. Без учителя нет школы.
Пока же выделенные деньги, практически, не задевая нужд школ, идут на покрытие затрат на тепло, на оплату электроэнергии, на водоснабжение и вывозку мусора. Деньги проходят через школу, а на развитие системы образования мало что остается. Надо сделать так, чтобы расходы по коммунальным услугам взяло на себя государство, а все выделенные деньги шли только на учебный процесс.
Администрацией области сейчас готовится ряд совещаний, на которых будут обсуждаться проблемы финансовых потоков. И в департаменте образования убеждены, что смогут не только отследить эти проблемы, но и повлиять на то, чтобы деньги доходили до директоров школ (на покупку таблиц, карт, химреактивов).
Владимирская область относительно неплохо обеспечена учебниками. Бесплатно от федерации получено учебников примерно на восемь миллионов рублей. С учетом того, что учебники ежегодно закупаются за счет областного бюджета еще на пять миллионов рублей, получается неплохое обеспечение. И все-таки этих денег маловато. В бюджете 2004 года сумма будет увеличена.
Что касается единого государственного экзамена, то наша область, к сожалению, пока не будет принимать участия в этом эксперименте.
Н. КУДИМОВА.
Фото Н.МАСЛОВОЙ.