- Василий Петрович, история Александровского филиала РосНОУ пока еще не продолжительна, ей нет и 10-ти лет (филиал работает с 1997 года), но в последнее время особенно заметны положительные перемены, о которых невозможно не говорить. А первый мой вопрос таков: как идет набор студентов на новый учебный год?
- В этом году мы будем набирать студентов, как и прежде, на три факультета: юридический, финансово-экономический и факультет социально-культурного строительства и туризма. По-прежнему, после окончания нашего университета студенты получают государственный диплом специалиста. Мы уверены, что Александровский филиал РосНОУ дает абитуриентам современные знания. Задача же студентов воплотить полученные знания на практике.
Мы понимаем, что выбор будущей профессии - очень важный и ответственный шаг в жизни каждого человека. И члены приемной комиссии АФ РосНОУ помогут абитуриентам сориентироваться и выбрать ту специальность, которая наиболее подходит молодому человеку, как по его склонностям, так и по уровню подготовки.
При встречах стараемся дать самую исчерпывающую информацию, ответить на любые возникающие вопросы и поддержать абитуриента в его выборе. Всю остальную информацию, более конкретного характера, связанную с правилами приема и с тестированием, абитуриенты могут получить по адресу: ул. Советская, дом 25 «а» (здание школы № 3), телефоны: 2 - 75 - 22 и 2-15-88. Приемная комиссия работает ежедневно с 9.00 до 17.00 часов.
- Ваш головной университет выпускает много интересных печатных материалов – это и «Студенческая газета РосНОУ», и журнал «В мире науки», и «Вестник Российского нового университета». Просмотрев их, я обратил внимание на мысль, высказанную ректором РосНОУ В.Зерновым. Она заключается в следующем: от выбора вуза часто зависит старт, дальнейшая карьера и даже судьба молодого человека, начинающего жить. И студентам РосНОУ должно быть лестно даже оттого, что они «грызут гранит науки» в университете, где преподают такие корифеи, как заслуженный юрист России А.Сухарев (бывший генеральный прокурор СССР), как вице-президент Российской Академии естественных наук С.Капица…
- Этот список наиболее активных и авторитетных личностей, разумеется, следует начать с ректора РосНОУ, доктора технических наук, профессора В.Зернова. Во многом именно благодаря усилиям Владимира Алексеевича Российский Новый университет дает своим студентам современные знания. А чтобы в этом убедиться, достаточно оглянуться на прошедший 2003 год. Вот перечень лишь наиболее важных в жизни университета событий (в хронологическом порядке).
В апреле в Государственной Думе Российской Федерации состоялись парламентские слушания по проблеме «Роль науки в современном мире и ее влияние на развитие России». С основной информацией выступили главный редактор журнала «В мире науки» академик С.Капица и ректор РосНОУ, профессор В.Зернов. В мае в течение двух дней работала школа-семинар, подготовленная при поддержке Министерства образования России РосНОУ и Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. Ее темой был избран актуальнейший вопрос структурной реформы высшего образования Европы. В июле в пресс-центре РИА «Новости» состоялась презентация издаваемого РосНОУ журнала «В мире науки» и пресс-конференция, в которой приняли участие: ректор нашего университета В.Зернов, главный редактор этого журнала С.Капица, посол США в России А.Вершбоу, заместитель министра образования России Ю.Шленов, директор ОАО «Туполев» С.Ильюшенков…
- …Очень высокий уровень! Как Вы, наверное, помните, «Деловой Александров» тоже не прошел мимо этого важного события – выпуска журнала «В мире науки».
- …Смотрим дальше. Октябрь, как известно, отмечен тем, что в стенах нашего вуза состоялась Международная конференция юристов по вопросу «Интеграция и опыт правовых преобразований в условиях вызова мировому правопорядку» и посвященная 80-летнему юбилею выдающегося юриста, председателю Государственной экзаменационной комиссии РосНОУ, профессора А.Сухарева. Ну а в декабре состоялась встреча с одним из лидеров блока «Родина», нынешним депутатом Государственной Думы РФ С.Бабуриным.
- Василий Петрович, в Международной конференции юристов принимали участие и преподаватели Александровского филиала.
- Да, она состоялась 17-18 октября. Ее инициаторами стали НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Правовая академия Министерства юстиции РФ, Московская государственная юридическая академия, Московский университет МВД России, Международный союз юристов и, разумеется, РосНОУ.
Вел ее действующий заместитель генерального прокурора Российской Федерации С.Герасимов. Мы услышали много весьма интересных докладов. Все они сейчас объединены в книгу, изданную Московской государственной юридической академией и РосНОУ.
От Александровского филиала присутствовали члены нашей кафедры правовых дисциплин – федеральный судья И.Юрьев, работница Александровского городского суда Г.Вавильченкова (наша недавняя выпускница, получившая второе высшее образование и диплом с отличием) и заместитель заведующего кафедрой Ю.Романова (на фотографии они стоят рядом с юбиляром – А.Сухаревым).
О работе конференции можно рассказывать долго. Но мне представляется рациональным сосредоточиться на том, что после встреч в Москве настало время практических действий. И тут следует отметить большую, эффективную работу проректора РосНОУ Ю.Руденко. Юрий Семенович сейчас много работает над внедрением дистанционных образовательных технологий, благодаря которым наш вуз стремится выйти на новый качественный уровень. Он – главный идеолог и, одновременно, практически воплощает методы дистанционного обучения в жизнь.
Демографическая ситуация в стране неблагоприятна: из жизни уходит людей больше, чем рождается. Как результат, абитуриентов становится все меньше. Но число высших учебных заведений не сокращается. Возникает некоторый кризис новых наборов в вузы. К 2010 году общее число выпускников 10-х классов будет меньше, чем мест в вузах.
- Естественно, возрастает конкуренция между вузами.
- Да, и лучше будут выглядеть те высшие учебные заведения, которые сумеют предоставить лучшее качество при приемлемой стоимости образования (рыночные отношения давно проникли в эту сферу нашей жизни).
В этой проблеме есть и вторая сторона: следует предлагать образовательные услуги не только выпускникам школ, но и людям старших поколений. Известно же, что многие к нам приходят для того, чтобы получить второе высшее образование. Некоторым студентам …далеко за 50 лет. И это не удивляет: перед многими предприятиями и организациями, активно занимающимися инновациями, появляется проблема повышения квалификации их работников. Людям приходится переучиваться или получать дополнительное образование, чтобы удержаться в той же конкурентной среде и продолжать достойно работать.
Во многих странах, в том числе и в Японии, например, среди занятых в производстве товаров и услуг высшее образование имеют более 80 процентов работников. Не потому ли так высока конкурентоспособность их товаров и самих предприятий?! Неоспоримо, что нация, обладающая набором ресурсов, лишь при наличии хорошего образования имеет будущее.
Сейчас в РосНОУ уже разработана методология дистанционного обучения. Она внедрена в двадцати филиалах и представительствах нашего университета, и в том числе – в Александровском филиале. В ноябре прошлого года в Москве проходило совещание директоров филиалов, где мы учились новым методам, с применением так называемых кейсовых и компьютерных технологий, использованию электронных библиотек, видео-лекций и видеоконференций.
- Новые термины требуют расшифровки. Что такое, например, кейсовая технология?
- Это упрощенный вариант дистанционного обучения. Для этого преподавателями РосНОУ разрабатываются модули, представляющие из себя некие, очень удобные для работы, благодаря небольшому объему и размеру, брошюры. Их можно брать с собой в электричку, например, в автобус. В модуле дается краткое, но в то же время - концентрированное описание одного из разделов изучаемой дисциплины. После изучения модуля студент сдает по нему зачет, обычно это происходит при помощи тестирования.
Какой-либо предмет разбивается на несколько модулей. Культурология, к примеру, разделена на 5 таких частей. И тогда мы можем быть уверенными, что на экзамене случайностей не будет, поскольку какое-то количество знаний студент за семестр просто не мог не приобрести.
Ну, а кейсовой технология названа из-за того, что студент в начале изучения курса получает набор модулей, которые умещаются в его кейс.
- По-моему, все, о чем Вы сейчас рассказали, хороший знак. Ваш университет старается учитывать даже такие «мелочи», что студент совершенно не обязательно занимается дома, за письменным столом. Часто это, как мы знаем, происходит в электричках, в метро, в автобусах и троллейбусах. И внедрение кейсовых технологий говорит о возможности РосНОУ опередить другие вузы-конкуренты.
- В дополнение к этой форме мы используем видео-лекции (для этого приобретена специальная аппаратура). Если материал требует графического подкрепления, они просто незаменимы. Сейчас приобретается аппаратура для того, чтобы получить возможность проводить видеоконференции. Идея заключается в том, что лектор, профессор, высококлассный специалист в данной области, читает какой-либо раздел в Москве, а в филиалах слушают эту лекцию и студенты даже могут задавать вопросы. Разумеется, это будет происходить не по каждой теме, но некоторые части предметов требуют глубокого проникновения в материал.
- Мне кажется, сочетание дистанционных образовательных технологий и классического университетского образования, на которое РосНОУ «ставил» с первого дня, должно принести хорошие результаты.
- Смысл некоторой модернизации учебного процесса в РосНОУ заключается в следующем. Сохраняя традиционное, классическое образование, мы его дополняем и улучшаем за счет новых, дистанционных образовательных технологий. То есть, они придут «не взамен», а «в дополнение».
Вы знаете, я запомнил мнение ректора МГУ В.Садовничего по этому поводу. В ответ на высказывание короля Саудовской Аравии, будто при помощи видео-лекций можно дать высшее образование любому пастуху, он решительно возразил: невозможно только по телефону подготовить классного инженера или медика…
- …Конечно, нужны какие-то закрепляющие теорию занятия – лабораторные работы, например.
- И еще – нужны контакты студента с преподавателем, с Учителем (с большой буквы). Чтобы ученик или студент видел в нем образец, кладезь знаний, знал, к чему стремиться. Так что, повторяюсь, только сочетание классического университетского образования и дополнительных образовательных технологий даст наилучший результат.
- Жизнь филиала неразрывна с жизнью головного вуза.
- Да, наш филиал в полной мере живет проблемами университета. После перечисленных нами важнейших встреч и конференций наступает время практических действий. И мы, сотрудники периферийных филиалов, работаем над реализацией тех положений, которые касаются низовых звеньев университета.
Например, с 1 сентября, в соответствии с приказом ректора РосНОУ, у нас начали действовать четыре кафедры (все как в полноценном вузе!) – кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, кафедры права, экономики, социально-культурного строительства и туризма. Они организуют работу преподавателей, занимаются методическим обеспечением студентов (что особенно важно для заочников), ведут научные исследования в своей области.
На 18 апреля нами запланирована первая межвузовская научно-практическая конференция: «Выбор оптимальных стратегий развития современного общества». Будут представлены доклады по всем разделам, по которым наш филиал готовит студентов: юриспруденция, экономика, информационные технологии, социально-культурный сервис и туризм, естественные науки. Очень многие уже откликнулись. Приедет ряд докторов наук. Безусловно, это будет способствовать повышению квалификации преподавателей (в этом году в головной вуз поступили несколько аспирантов). После работы конференции будет опубликован сборник докладов. Должно быть интересно.
- Вполне солидно выглядит Александровский филиал РосНОУ!
- Много трудностей пока еще...
Александровский филиал РосНОУ работает с середины 1997 года. Кажется, времени прошло немного. Однако уже состоялось несколько выпусков экономистов и юристов. Все они проведены на хорошем уровне. Ряд студентов получили дипломы с отличием. А это требует огромного труда, как преподавателей, так и студентов. Но мы постоянно идем вперед. И руководство головного вуза - ректор РосНОУ В.Зернов и проректор по учебной работе Ю.Руденко – оказывают филиалам большое внимание и стремятся, чтобы уровень подготовки был не ниже, чем в Москве. А это определяется и кадровым составом преподавателей филиалов, и внедрением новейших технологий, всей методологии учебного процесса, а также тем, что в вузе имеется аспирантура и институт повышения квалификации, в котором, между прочим, в течение прошлого года обучались 11 преподавателей Александровского филиала. Финансовое состояние РосНОУ позволяет приглашать в институт повышения квалификации очень высококвалифицированных преподавателей, в том числе и с мировыми именами – из МГУ, Московской государственной юридической академии, из Финансовой академии при правительстве Российской Федерации и других ведущих вузов нашей страны.
Интервью провел
В.НЕВИННЫЙ.