К этой категории людей относится Екатерина Мелкозерова. В 60 лет она начала рисовать. Просто так, с пустого листа и самых простых акварельных красок. Она дарила мне картину на день рождения и говорила: видишь, это ты сидишь на берегу моря. И я, правда, видела женский силуэт в старинном длинном платье, ветер трепал ленты на шляпке, и разбивал волны у ног. А где-то на горизонте плыл кит, больше похожий на круизный лайнер с огнями по всем бортам. И на следующий год я целый месяц отдыхала у моря, ветер трепал ленты на шляпке и разбивал волны у ног …
Выставляя свои картины на выставках Александровского Клуба художников, в Москве, Киеве, она совершенствовала технику и технологии. Сейчас уже, например, пишет на холсте. Придумалось и слово, которое описывает ее необычный жанр – энерготипия. Картин уже набралось много, напечатан первый их каталог. И однажды Катерина поехала в Переславль, чтобы отдать картины на продажу в частную картинную галерею. А владелец галереи их не взял, он, как оказалось, продает только свои картины. Но, отказав в помощи, он дал Катерине совет: открывай свою галерею, художник должен картины не только писать, но и продавать. В этом смысл его таланта и божественного дара. Может быть, спорное утверждение, но вот художнику из Переславля оно позволило построить новый красивый дом с просторной и светлой мастерской.
Вот что бы вы сделали в таком случае? 99% людей сказали бы – да зачем мне этот геморрой, буду я и дальше сидеть со своим великим талантом. Кто надо, тот сам меня найдет. Ведь именно так поступают все александровские художники. Даже великий Колосков не задумался, и не создал свою собственную галерею. Возможно, мне не понять высоких мотивов, по которым художники прячут свои работы по домам, но почему-то во всех других городах они сидят прямо на улицах и продают свои картины. Попытку сделать такой художественный базарчик около выставочного зала художественного музея в свое время предпринимала Елена Дыбова. Но что-то не пошло, идея не прижилась. Сам выставочный зал художественного музея, к сожалению, почему-то не стал местом паломничества александровских любителей живописи. Хотя там продаются очень достойные картины. Которые могут украсить любой, и самый изысканный, и самый демократичный интерьер.
Свободная от предрассудков, свойственных великим живописцам, Катерина решила последовать совету переславского художника и сделала галерею во дворе своего собственного дома. С некоторых пор он у нее укрыт прозрачным поликарбонатом и недоступен для осадков и ветров.
- За два месяца с тех пор, как мы повесили картины и сделали вывеску, - рассказывает художница. - Галерею посмотрели 50 человек. Вот есть и книга отзывов. Я сама провожу экскурсии и рассказываю что на картинах изображено, и почему они называются так или иначе.
Конечно, надо все устроить и обустроить для удобства посетителей. А пока экскурсии носят спонтанный характер. Вот увидели люди вывеску, проезжая по ул. Калининской, остановились, постучались и зашли. И их примут и им все покажут. Собственно, так появилось в городе еще одно культурное место, куда можно повести приехавших гостей и родственников, чтобы показать нечто необыкновенное.
А картины на самом деле необыкновенные. Пророческие, не побоюсь этого слова. Про девушку у моря я уже рассказывала. А вот удивительное полотно «Закат». Сначала из-под кисти художницы вышла картина в каких-то абрикосово-малиново-лиловых тонах. А на следующий день она увидела все эти волшебные переливы красок в небе над Александровом.
Или вот самый свежий пример – «Пегас». Давнишний мифический символ вдохновения творческих натур, особенно поэтов. У Катерины он белый с небесными оттенками на кончиках крыльев и извивах гривы, закладывает стремительный вираж, подчиняясь вдохновенному порыву чьей-то поэтической души. Несколько недель уже провисела картина в галерее. И вот в августе принесли Катерине пенсию (проза жизни, что поделаешь), и с ней – несколько журналов, которые она обычно покупает у почтальона.
- И вот открываю я «Приключения. Чудеса», № 15 (349) 2009 г. – рассказывает мне по телефону Катерина, - А там, представь, заметка «Крылатый конь. Знак свыше». В ней рассказывается, как люди и из с. Чикола, видели реального крылатого коня, который летел по воздуху. И примерно в это же время я написала своего «Пегаса».
Вообще-то крылатого коня не видел еще никто, во всяком случае, я ничего никогда об этом не слышала. А тут, конечно, журнал не самый научный, но ведь о крылатых конях до этого только писатели в стиле «фэнтэзи» вспоминали. Не считая поэтов, конечно.
В общем, получилось очередное свидетельство того, что картины Катерины пророческие. Они пишутся ею под особое состояние сознания. Когда ее «тянет» к холсту и краскам. И что там получится, какие краски возьмет кисть, как их положит – она не знает. И что там получилось в результате, портрет какой энергии отобразился – неизвестно до какого-то момента.
Мы стоим во дворе, оборудованном под картинную галерею, с насквозь материалистическим человеком. Катерина увлеченно рассказывает про мировой финансовый кризис (есть у нее и такая картина), про глобальное потепление, ворота в зеленую долину. Глаза материалиста становятся круглее и круглее, черты лица смягчаются. Он к своему удивлению начинает тоже видеть чьи-то профили, бушующие водопады и изумрудную перспективу за плоской скальной стеной, напоминающей то ли Сциллу, то ли Харибду. Он уходит куда-то в себя и так и стоит некоторое время, практически не реагируя на окружающее, светлея лицом. А потом сказал мне, что за эти полчаса отдохнул так, как будто моющий пылесос «Керхер» пропылесосил все мозги. Все стало легким и светлым. (ага, и без пятен, как после «Ваниша», хотела добавить я, но как-то удержалась).
В общем, уважаемые александровцы и гости нашего города. Посетите художественную галерею Екатерины Мелкозеровой. Вход бесплатный, а картины можно купить или заказать специально для себя. Находится она на ул. Калининской. Большой плакат на воротах не позволит вам проехать или пройти мимо. Приходите, не пожалеете. Более того, я очень надеюсь, что примеру Катерины Мелкозеровой последуют другие художники и в Александрове станет больше красивых и нарядных мест.
Ольга РЫЖЕНКОВА, фото автора.