Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Авторская колонка
 
Журналист: Ольга Рыженкова
Алла Пугачева и навигаторы
16.04.2009 / Просмотров: 2520 / Комментариев: нет

То, с каким размахом в нашей стране отмечается юбилей Аллы Борисовны, не удивительно. Хотя и странно, поскольку ее нелюбовь к таким широкомасштабному вниманию к своей персоне давно всем известна. Интересно, кто же ее уговорил на все это? Но в любом случае, день рождения любимой певицы миллионов – это замечательный повод узнать о ней больше, стать ближе к звездному сиянию и подзарядиться от него.

И вот, включив программу «Главный герой», я с удивлением вижу в качестве регулярной заставки программы экран НАП (навигационной аппаратуры потребителя) глобальной навигационной спутниковой системы. По-простому – навигатор. Прежде чем отравиться в очередной пункт биографии Примадонны, в командной строке навигатора набирался адрес. И компьютерный голос (надо сказать, весьма противный) говорил что-то типа «Следующий пункт назначения – Красная площадь». Или «Адрес отсутствует» про Зонтичный переулок.

Думаю, использование навигатора неизвестной марки в телепрограмме, которая вышла в эфир 12 апреля, в День космонавтики, неслучайно. Как минимум, это повод рассказать о том, что и наша страна весьма причастна к спутниковой навигации. Я знаю людей, которые пользуются автомобильными навигаторами весьма уверенно, но понятия не имеют о том, как они работают. Зачем, собственно? Главное – знать, как кнопки нажимать, а это сейчас - задача для младших школьников. А в случае с навигаторами это надо знать просто для того, чтобы получить повод гордиться своей страной и повысить эрудицию.
 
Пойдем, так сказать, от сохи. Каким образом на экране навигатора появляется изображение вашего автомобиля в конкретной точке дороги, по которой вы едете? Дело в том, что ваш навигатор вовсе не компьютер, как может показаться с первого взгляда. На самом деле это радиоприемник, который принимает и обрабатывает сигналы спутников навигационной системы. Как можно предположить, в мире есть две навигационные системы, американская GPS («Navstar») и российская (советская) «Глонасс» (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система). Обе начинали разрабатываться как военные в 70-х годах прошлого столетия, но обе всегда имели так называемый сигнал пониженной точности для гражданских потребителей. Первые полномасштабные полевые испытания американская системы GPS прошла во время войны в Персидском заливе в операции «Буря в пустыне». Примерно в это же время в США стали разрабатываться приемная аппаратура для гражданских автомобилей, самолетов, морских лайнеров. Первые образцы были громоздкими, точность определения координат - низкая, стоимость – очень большая. Но, как водится, американцы, нацеленные на коммерческий эффект, придумали, как его достичь.
 
Чтобы поймать золотой дождь надо было оцифровать поверхность Земли, или почему появились электронные карты
 
Самый большой потребительский сектор представляли собой автолюбители. Что общего в навигации боевой ракеты и невинного гражданского автомобильчика? Только то, что и той, и другому необходимо сначала определить свои координаты. Далее интересы расходятся. Ракете необходима привязка к координатам цели. Для автолюбителей важна привязка положения автомобиля к автомобильной сети города и страны. Вы только представьте: из космоса на вас льется золотой дождь в виде навигационных сигналов военной спутниковой системы. А в огромных мегаполисах автомобили плутают в стритах, авеню, площадях, скверах, создают пробки, загрязняют окружающую среду выхлопными газами. Если автомобилист будет знать свое местоположение не в географических координатах (долгота и широта), а на карте конкретного города, он получит в свои руки прекрасного электронного штурмана! Так пришло осознание того, что для коммерческого успеха гражданских навигаторов необходимы электронные карты городов, стран, континентов. На момент создания GPS и «Глонасс» их не было. Как показала практика, чтобы создать их «с нуля», у Америки и Японии ушло более 10 лет. И в результате поверхность цивилизованной планеты была оцифрована и привязана к системе координат навигационной системы GPS.
 
А наша страна в это время была в кризисе, и было даже неясно, сохранится ли «Глонасс» как система. К счастью сохранилась, но в развитии навигационной аппаратуры значительно отстала. Как собственно во многих высокотехнологичных областях потребительской экономики. Хорошо, что производство спутников «Глонасс» находится дальше, чем за 1000 км от Москвы. Думаю, что только поэтому ему удалось сохраниться. Московским рейдерам было далеко ездить, а у местных рука не поднялась, да и не нашлось такого, кому такое предприятие было бы по зубам.
 
В настоящее время можно купить и навигаторы, и электронные карты, навигаторы, встроенные прямо в бортовую электронику автомобиля, масса сервисов, особенно актуальные из них – информации о пробках в мегаполисах. Есть модели, которые позволяют создать свою собственную карту, просто проезжая по дорогам и в режиме он-лайн записывая координаты трассы движения. Сейчас это гораздо проще, чем еще 10 лет назад.
 
Что там у нас и у них на орбитах?
 
Но, в основном, все популярные модели навигаторов по вполне демократичным ценам используют сигналы спутников американской GPS. В ее орбитальной группировке в настоящее время 31 спутник в 6 орбитальных плоскостях. Примечательно, что 12 из них (по 2 в каждой плоскости) работают в космосе больше 10 лет, а самый старший из них -  с декабря 1990 года, т.е. почти 20 лет! Это очень хороший показатель для космической техники, которую, извините, не ремонтируют.
 
А вот в российской «Глонасс» на 15 апреля 2009 года пока 20 спутников из планируемых 24. Они расположены в трех орбитальных плоскостях. В отличие от американских наши спутники – все новенькие, самому старшему из них 5 лет. Самые свежие были выведены в космос в декабре 2008 года.
 
Что происходит в «мозгах» навигатора
 
Математика такая – по координатам четырех спутников и измеренному расстоянию от потребителя до каждого из них, составляется система из четырех уравнений с четырьмя неизвестными, решение которой и есть искомые координаты вашего автомобиля – х, у, z, и так называемая частотно-временная поправка для синхронизации часов системы и потребителя, по которым измеряется расстояние до спутников. Скорость определяется аналогично по информации с тех же 4-х спутников.
 
Космические аппараты, координаты которых используются в данный момент для определения координат потребителя, называются очень красиво: навигационное созвездие. Оптимальное навигационное созвездие - это один спутник относительно потребителя в зените, три другие – максимально низко над горизонтом и равномерно разнесены относительно друг друга (на 120 градусов). Так как для движущегося автомобиля необходимо непрерывная навигация, навигационное созвездие всегда должно быть оптимальным. Т.е. навигационная задача должна решаться ежесекундно с примерно одинаковой точностью. В настоящее время это 0,3-1,5 м при хороших условиях радиовидимости и хорошей геометрии рабочего созвездия.
 
Спутники обеих систем равномерно распределены над всей поверхностью Земного шара примерно на одной высоте. В каждой точке плотность покрытия (количество спутников, с которых можно принять навигационный сигнал) –8-9. Есть, правда, такие зоны, где сигналы принимаются и с 11 спутников, но навигационная задача не решается, поскольку все спутники расположены над горизонтом, а зенитного нет вообще. Это приполярные районы, выше 60 градусов северной широты и ниже 60 градусов южной широты. Но там и автомобилей, собственно и нет. Зато ходят путешественники и летают самолеты. Для них в высоких широтах GPS и «Глонасс» неподходящие средства навигации.
 
Каким образом Россия может найти свое место на мировом рынке навигаторов?
 
Вы будете смеяться, но, в первую очередь, как поставщик сырья. Только вместо нефти или газа - навигационное поле, то есть сигналы спутников «Глонасс». Неужели эти сигналы представляют ценность? Да, и вот почему. Для получения координат высокой точности навигатор потребителя должен принять и обработать сигналы от четырех спутников.
 
Из 8 спутников ваш навигатор и выбирает рабочее навигационное созвездие. Понятно, что оно далеко не всегда близко к оптимальному. Значит, точность определения координат получится низкой. А вот если к спутникам GPS добавить спутники «Глонасс», то вероятность получения рабочего созвездия, близкого по своей конфигурации к оптимальному, будет практически 100%. Следовательно, надежность и точность определения координат по всем спутникам двух систем повысится. Что, разумеется, в интересах потребителей. И потребители за это готовы платить. Таким образом, нам понятно, что мировые производители навигационной аппаратуры потребителя заинтересованы в том, чтобы получить для своих навигаторов доступ к сигналам российской навигационной системы.
 
Есть ли вероятность несанкционированного использования навигационных сигналов «Глонасс»?
 
Хакернуть, конечно, можно все. Но наземные службы имеют все возможности для того, чтобы перезаложить на борта спутников другой формат данных, который будет недоступен несанкционированным пользователям. Пока пиратские потребители будут расшифровывать новые кодировки, сигналы спутников «Глонасс» будут им недоступны. А как расшифруют, наши снова легким движением руки над клавиатурой сменят кодировку.
 
А что будет в случае, если, условно говоря, США и Россия войдут в какой-либо конфликт?
 
Ведь что ни говори, обе системы – изначально военного назначения. И их гражданское применение – своего рода конверсия, как холодильники «Бирюса» на Красмаше, телевизоры «Рекорд» на АРЗ, или тазики на БМЗ. Думается, что гражданский сигнал обеих систем военные немедленно заблокируют. Останется только военный, который будут использовать самолеты, корабли, десантники, ракеты, подводные лодки и т.п. атрибуты игр взрослых и серьезных дядей. Ну и ладно! Тогда мы достанем из бардачков привычные атласы автомобильных дорог и вспомним, как ими пользоваться. Причем, мы, в России, вспомним это быстрее, поскольку в любом случае не успеем забыть их так же хорошо, как другие обитатели цивилизованного мира.
 
Так затейливо переплетаются судьбы страны, ее героев и ее достижений. Юная Алла Пугачева потеряла пуговицы на пальто в московской толпе, ликующей 12 апреля по поводу полета Юрия Гагарина в космос. И через десятки лет, накануне своего юбилея, в день космонавтики, она будет главным героем и ненавязчиво пропиарит навигаторы, одну из самых современных возможностей, предоставленных нам космическими технологиями. И все красноярские НПО-шники и их многочисленные смежники, работавшие и работающие над системой «Глонасс» вспомнят, например, как после запуска очередного блока спутников, они отмечали это замечательное событие под любимые песни Аллы Борисовны:
 
И вот взлетаю я, взлетаю высоко.
Паря над прожитым свободно и легко!
И только звёзды светят в небе надо мной.
И только звёзды светят в небе надо мной.
И только музыке подвластна я одной!
 
С Днем рождения, Алла Борисовна! Долгих Вам лет и спасибо за все Ваши песни!
 
Ольга РЫЖЕНКОВА.
 
12-15 мая 2009 года на ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР» состоится международный конгрессно-выставочный проект «Навигационные системы, технологии и услуги», который включит два мероприятия: 3-й Международный форум по спутниковой навигации и Международную выставку «НАВИТЕХ-ЭКСПО-2009». Все самое интересное, что происходит сейчас в сфере объединения навигационных спутниковых систем для мирных граждан будет представлено на выставке и будет обсуждаться на форуме. Приходите и вы все узнаете о спутниковой навигации!
 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.
Самые читаемые новости за месяц
  • Тени для век: путеводитель в мир цвета и стиля ( 744 )



  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.4545 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------